Еврей и финансовый кризис

 Янкл Магид
 10 мая 2012
 3073

Финансовый кризис навалился на мир. Плохо в Америке, трудно в Израиле, тяжело в России. Кризис — это увольнение, снижение зарплаты, обострение отношений, оскорбления и обиды. Как в этой ситуации должен вести себя религиозный еврей? Узнать об этом можно, лишь заглянув в святые книги. Тора запрещает мстить и помнить зло. Но что называется местью? Предположим, бизнесмен Шимон разорился и пришел к другому бизнесмену, Реувену, устраиваться на работу.

– Гуляй, Шимка, — отвечает Реувен, — ты мне не нужен. 
Прошло полгода, Шимон открыл новую фирму и раскрутился. За это время успел разориться Реувен. Теперь уже он приходит к Шимону в надежде найти место.
– Зарплаты захотелось? — злобно отвечает Шимон. — А «гуляй, Шимка» ты помнишь? Не будет тебе никакой работы!
Вот это и называется местью. И написано у ришойним*, что Шимон мог и не произносить обидных слов, а вежливо и дружелюбно изложить Реувену объективную причину отказа. Однако в сердцах он подумал: «Нашел дурачка, да? Дождешься от меня помощи!»
И хоть внешне все имело самый благопристойный вид, Шимон нарушил запрет Торы не мстить.
Что такое злопамятство? Предположим, Реувен пришел искать у Шимона работу.
– С удовольствием, — говорит Шимон. — Я ведь не такой, как ты. Полгода назад ты послал меня куда подальше, а я, тем не менее, сегодня тебе помогу.
Это называется помнить зло, и Тора запрещает так поступать.
Б-же Всемогущий! Чего ты хочешь от евреев! Ведь по понятиям нынешнего времени во второй ситуации Шимон выглядит настоящим праведником. Ну, сказал несколько слов этому негодяю, но ведь лишь для его же пользы! Поучил Реувена вежливости, показал личным примером, как нужно себя вести. Что тут плохого!?
Еврей должен разделять между внешними признаками морали и сутью поступка. Когда Тора говорит: не мстить и не помнить зла, она подразумевает, что у Шимона нет никакого права воспитывать Реувена, наказывать его, читать ему морали. Воспитывать Шимон должен себя самого. Да, обидно, что этот еврей вчера ткнул тебя физиономией в грязь. Но Тора ожидает, чтобы ты превозмог это чувство и поступил не так, как тебе хочется, а так, как хочет Всевышний. А Реувену ты должен помочь, просто помочь, без чтения нотаций и любования собственной праведностью.
Помимо материального ущерба существует ущерб эмоциональный, и люди часто воспринимают его куда тяжелее, чем материальный. Один человек оскорбляет другого, осыпает его насмешками, материт, проклинает. В такой ситуации очень трудно сдержаться и не вступить в перебранку. А еще сложнее — просто промолчать. Особенно если ты убежден, что упреки придуманы, оскорбления несправедливы, а мат возмутителен.
Тора предписывает молча сносить оскорбления, выделяя три ступени праведности. Первая ступень — выслушал оскорбление и ответил. Вежливо, учтиво, культурно-шмультурно, но дал отпор обидчику. Вторая ступень — выслушал и промолчал. Промолчать-то промолчал, но в сердце — целая буря. И бурлит, и рвет, и мечет, но еврей молчит. Такого человека сегодня пойди поищи, а если найдешь, его все назовут праведником. И, тем не менее, это всего лишь вторая ступень.
Третья ступень — принимает оскорбления с любовью и радуется страданиям. Про такое сегодня мы только читаем в книжках. А если встретится нам вживую человек, ведущий себя подобным образом, иначе как сумасшедшим его не назовут.
Написано в Талмуде (трактат Йома): тому, кто молча выслушивает оскорбления, прощают все грехи. Алтер Ребе в «Игерет тшува» поясняет это правило: «Главное в тшуве — вернуться к Б-гу с раскаянием, произнести покаяние (видуй) и принять твердое решение навсегда оставить грех. Но одного «хорошего» решения тут мало, необходимы страдания, которые призваны искупить смертельные наказания за те поступки, которые грешник успел совершить. И все-таки даже искренне и чистосердечно раскаявшийся грешник не может рассчитывать, что Всемилостивый Б-г пошлет ему страдания, которые полностью очистят его тело. Ведь их величина может оказаться очень большой, а не все люди достаточно сильны, чтобы вынести посылаемые им муки. Поэтому еврей может заменить их терзанием поста. Но если тело его слабо и не в силах он выдерживать даже таких мучений, пусть он умножит пожертвования на благотворительные цели или, что лучше всего, молчит, когда его оскорбляют.
Оскорбления не болят, как раны, и не ноют, словно ушибы, они хоть злят, бесят, доводят до безрассудства, но исчезают ровно через мгновение. И разве может быть бо́льшая милость, чем такие страдания? Вот про них то и сказано: радуется страданиям».
Пишет ученик Рамака (рабби Мойше Кордоверо):
«Пришел Всевышний к человеку и говорит: дорогой мой сын, твой счет заслуг и прегрешений — увы — отрицательный. Пришло время рассчитываться. Выбирай, чем взыскать с тебя долг.
Отвечает еврей:
– Владыка мира, как я могу выбрать? У меня каждая вещь — конец света.
– Хорошо, — говорит Всевышний. — Давай вместе решим. У тебя есть дом, квартира? Что ты думаешь о небольшом землетрясении? Без человеческих жертв, только с порчей имущества.
– Не дай Б-г! — восклицает еврей. — Я даже подумать об этом не могу. Столько лет копил деньги, строил, украшал, подбирал кирпичик к кирпичику , плитку к плитке, а теперь… Нет, только не это!
– Ладно, — отвечает Всевышний. — Пусть дом остается на месте. Давай снизим здоровье. Скажем, камни в почках, один-два приступа в месяц, или шпору в левую пятку?
– Готеню, Готеню, — вздыхает собеседник. — Я и без этого старый и больной еврей. Куда еще больше?
– Тогда давай я спишу с тебя солидную сумму, — предлагает Всевышний. — Завтра ночью отправлю к тебе воров, и твой горшочек с золотыми монетами, который зарыт под половицей левом углу…
– Нет, нет, нет! — прерывает Его еврей.
– Раз так, пошлю болезни твоим детям.
– Отец, пожалей, — плачет еврей. — Детки-то чем провинились!
– Так как же мне с тобой быть, — спрашивает Всевышний. — Здесь нельзя, тут не трогай, там не прикасайся. А минус-то остается минусом, чем его закрывать?
– Знаешь что, Владыка Мира, — машет рукой еврей. — Не спрашивай меня, делай так, как ты считаешь нужным. Нет моих сил выбирать себе наказание.
– Ладно, — говорит Всевышний, — будут у тебя и дети, и здоровье, заработок и дом. Только об одном Я прошу: когда станут тебя оскорблять — молчи. Унижают — молчи. С грязью смешивают — молчи. И этим молчанием ты искупишь все свои грехи».
Молчание… Его нужно взять вместо компаса в дальнее плаванье по житейскому морю. С ним ложиться и с ним вставать, зная, что благодаря ему человек обеспечивает себе хорошую жизнь в этом мире и добрую долю в будущем.
Янкл МАГИД, Израиль
В оформлении статьи
использована репродукция картины Ривки Беларевой.

_______
*Так называют комментаторов Торы, живших около тысячи лет назад — между 1000 и 1400 годами. Среди них Рамбам, Рамбан, Раши, Тосафот, Абарбанель.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции