Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 29 июня 2012
 2977

Глава «Балак» «И увидел Балак, сын Циппора, все, что сделал Израиль Эмореям» (22:2) Тема: души и ангелы (нешамот и мелахим) Ангелы — духовные, идеальные существа, которые выполняют роль посланников Творца. Но при этом они «запрограммированы» (за редким исключением) на выполнение какого-то одного поручения или одной функции. В отличие от еврейских душ, которые являются частью Б-жественной сущности и конечной целью творения. «И направил Балак ангелов к Биламу» («Бемидбар», 22:5) На языке Писания «ангел» и «посланник» обозначается одним словом: «малах». И все же если Тора имела в виду обычных посланников, то можно было найти другое выражение. Почему же в данном случае посланников — негодяя Балака, царя Моава (которые, как легко догадаться, были под стать своему монарху), Писание величает «ангелами»?! Ведь их миссия не увенчалась успехом, и они вернулись ни с чем. А все дело в том, что они шли просить Билама «проклясть» Израиль. Отсюда вывод: даже ангелу не позволено безнаказанно проклинать Израиль! А тем более тому, кто мог возомнить себя «ангелом»: главам и правительствам народов мира.

Глава «Пинхас»
Тема: поступок Пинхаса

Непримиримый
«Пинхас, сын Элазара, сына Аарона, священника, отвратил гнев Мой от сынов Израиля, ревновавший за Меня среди них» («Бемидбар», 25:11)
Что означает выражение «ревновавший за Меня среди них»? Пинхас не только дал нам пример уважения к нашим традиционным ценностям и святыням. Он внедрил чувство ревности в сердце каждого еврея. Поэтому с той поры каждый из нас непримирим к осквернителям морали и проявлениям безнравственности.
Рабби Менахем-Мендл из Коцка

Глава «Матот – Масей»
Глава «Матот»

«И говорил Моше главам колен сынов Исраэйля, говоря: вот что повелел Господь» (30:2)
«Да не нарушит своего слова, но все, что вышло из его уст — исполнит» (30:3)

Здесь не уточняется, кто «исполнит»? Кроме того, перед этим уже сказано: «...не нарушит данного им слова», т. е. по сути то же самое. Поэтому можно понять и так: если человек старается выполнять все, что им обещано, сам Творец «исполняет то, что вышло из его уст». Как сказано: «Праведник постановил — Всевышний исполнил».
Аводат Исраэль

Глава «Масей»
«Вот странствия сынов Израиля, которые вышли из земли Египетской по ополчениям своим под руководством Моше и Аарона» (33:1)

Шабат Хазак!
Окончание изучения и чтения в синагогах 4-й Книги «Бемидбар» («Числа»)
Начало изучения и чтения в синагогах 5-й Книги — «Дварим»


Месяц Менахем-Ав
Глава «Дварим»

«Вот слова, которые говорил Моше всему Израилю на той стороне Иордана в пустыне Арава» («Дварим», 1:1)
Тема: девять траурных дней
Наступает самое траурное время в году — начало месяца менахем-ав, а мы за трагическими событиями, связанными с разрушением Храма, с тайной надеждой все отчетливей слышим шаги нашего Мошиаха.

Личное и общественное
Нас учили ставить общественное выше личного. Но у этих евреев все не как у людей: и часто бывает, что в традиции личное и общественное — это практически одно и то же.
Сказано в своде Закона «Шулхан-Арух»: «Каждому Б-гобоязненному человеку пристало скорбеть о разрушенном Храме». И особенно в последние девять дней, начиная с Рош Ходеш месяца ав. В связи с этим спросили как-то рабби Менахем-Мендела из Коцка (Коцкер Ребе): «А что, разве нерелигиозный еврей не должен ощущать скорбь от утраты главной национальной святыни?!»
Праведник расставил в этом деле все огласовки*: «Такому следует вначале сожалеть о собственном разрушенном «храме» — в душе».
______
*Аналог выражения: расставил все точки над «и»

Легавдиль!

(К главе «Хукат»)
«Легавдиль!», или «Разделяй!» — так принято говорить, когда хотят разделить два несовместимых понятия, подчеркнуть, что два схожих явления на самом деле имеют принципиально разную природу, например, из мира святости (кодеш) и мира будничного (холь). Это же выражение встречается в главе «Шмини», в самом ее конце, где сказано («Ваикра», 11:47): «Чтобы различать между нечистым и чистым, и между животным, которое можно есть, и животным, которое не съедобно». Тем более, что вся глава «Шмини» проникнута идеей разделения между святым и будничным.
Есть два животных, которые олицетворяют собой мир духовной нечистоты (тума). Первый из них — это змий (нахаш), который в облике древнего Змия довел Адама и Хаву, а с ними и все человечество до первородного греха, за что он и был проклят, как сказано («Берейшит», 3:14): «И сказал Господь Б-г змею: за то, что ты сделал это, проклят ты из всех скотов и из всех зверей полевых; на чреве твоем ты будешь ходить…» А второй — конечно же, свинья (хазир), которая стала негласным символом всего чуждого еврейской традиции, всего «трефного». В этой главе, где перечислены все «чистые» и «нечистые» твари, упоминаются оба.
Причем свинья упомянута «персонально», как уникальное животное с раздвоенными копытами, которая при этом не пережевывает жвачку, как сказано («Ваикра», 11:7): «И свиньи (не ешьте), потому что хотя копыта у нее раздвоены и с разрезом, но жвачки она не отрыгивает — нечиста она для вас». Змея же упоминается среди тех, кто «передвигается на брюхе своем», как сказано (11:42): «Всего, что передвигается на брюхе своем, и всего, что ходит на четырех, и всякого многоногого из всех гадов, пресмыкающихся по земле, — их не ешьте, ибо мерзость они». И хотя она не названа прямо, однако РАШИ однозначно утверждает, что речь идет именно о змее.
Таким образом, два духовных источника зла в этом мире: древний Змий (нахаш-га-кадмони) и Эдом (Эсав) упомянуты в этой главе, и обоим поставлен символический «предел» в тексте Писания.
Тем более, что Змий выступает в Писании и в другом, положительном качестве, как Медный змий (нхаш-нехошет), который исцелял, как сказано («Бемидбар», 21:9): «И сделал Моше змея медного, и возложил его на шест, и было, если змей жалил человека, то, взглянув на медного змея, тот оставался жив». А известно, что «Эсав, он же Эдом» в конце времен признает первенство своего младшего брата Якова и станет ему служить верой и правдой, как сказано («Берейшит», 27:40): «И мечом твоим ты будешь жить, и брату своему будешь служить». Последнее, Эдомское изгнание должно вскоре закончиться приходом нашего Избавителя.

Крутой поворот
Я не случайно вспомнил обо всем этом. Дело в том, что когда-то давно этот псалом вошел в мою жизнь, навсегда поделив ее на две неравные части. Впервые я услышал, как поют отрывки из этого псалма (80:2): «Пастырь Израиля! Внемли, ведущий Йосефа!..», когда первый раз зашел в деревянную синагогу в Марьиной Роще в Москве, чтобы остаться там навсегда. Тогда я, как мог, запомнил эту мелодию. И лишь спустя несколько лет осознал, что это был «псалом ребе». Теперь, когда мы вновь начинаем изучать главу «Шмини» (а это всегда практически совпадает с моим днем рожденья), и снова читаем дневную порцию псалмов, куда входит и Псалом № 80, я вспоминаю этот момент моего духовного рождения, который круто изменил всю мою жизнь.

Изречение номера
Не просто тезка
Когда мы сталкиваемся со злом и несправедливостью, мы верим, что это всего лишь сокрытие Б-жественного света. Но как только мы утвердились в этой мысли, для нас уже больше не существует никакого сокрытия! (рабби Пинхас из Корица). Не случайно именно рабби Пинхас высказал эту мысль: ведь когда-то верность этой идеи, и не на словах, а на деле, продемонстрировал его тезка и предшественник священник Пинхас.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции