Мечтать и не бояться!

 Наталья Лайдинен
 28 июля 2012
 3169

Всегда грустно, когда заканчивается сказка. Уход сказочника — событие еще более печальное. Но в сказках и жизни тех, кто их сочиняет, всегда случаются чудеса.

Детский писатель, художник-иллюстратор Морис Сендак прожил долгую жизнь, его книги пользовались огромным успехом в Америке и многих других странах мира, а вот русскоязычным читателям они практически не известны — его книги в России не издавались.
Морис Сендак родился в 1928 году в Бруклине в небогатой еврейской семье, предки его родителей — из Польши и России. Он был младшим из троих детей, рос слабым и болезненным ребенком, мало общался со сверстниками, предпочитая художественные произведения и мир собственных видений. С раннего возраста впечатлительный будущий сказочник жил в мире фантазий, обожал комиксы, героев Диснея, придуманные истории отца и мечтал иллюстрировать книги. С девяти лет пробовал и сам сочинять рассказы, дополняя их картинками и вырезками из газет.
Судьба была к Морису благосклонна: несмотря на отсутствие специального образования, вскоре после окончания школы он начал получать заказы на иллюстрирование книг от издательства «Харпер энд Брозерс». Всего вышло более сотни книг с его иллюстрациями — как для произведений мировой детской классики, так и для собственных произведений. Рисунки Сендака к серии детских книг Эльзы Минарик «Медвежонок», выполненные в технике старинной гравюры и переносящие читателей в Викторианскую эпоху, настолько удивили и тронули сердца, что на их основе был снят мультипликационный сериал.
В иллюстративной художественной технике Сендака сразу проявилась его индивидуальность: взрослые и немного печальные детские глаза, философичность и многоплановость образов, соединение мира фантазии и обычной жизни. Но Морис Сендак реализовался не только как художник-иллюстратор: детям и взрослым он известен сегодня прежде всего как писатель. Часто, создавая сказки для юных читателей, автор вспоминал о собственных впечатлениях детства и вводил реальные эпизоды и переживания в пространство иллюзии, делая его многомерным. Книга «Там, где живут чудовища», несмотря на то, что первоначально не была однозначно принята библиотекарями и детскими психологами, впоследствии стала одной из самых популярных в мире, выдержала многократные переиздания, переводы, по ней был снят полнометражный фильм и поставлена опера, либретто к которой написал сам Сендак.
Как признаются дети, сказка «Там, где живут чудовища» развивает фантазию, уносит на волнах воображения прямо в сказочный мир, где все возможно. Автор пишет легко и просто об очень серьезных, глубинных вещах: времени и человеческих возможностях, взаимоотношениях детей и родителей, параллельных реальностях, творчестве и воображении, вводит в ткань произведения необычную символику. Каждый ребенок, прочитавший сказку, ощущает себя немного похожим на главного героя Макса, который по воле своего воображения в необычном пространстве с упоением создавал новые миры и участвовал в их жизни, контролируя и успокаивая страшных чудовищ — отрицательные эмоции, обиды и страхи. Маленький читатель радостно понимает: все в его руках, и нужно просто правильно двигаться к своей мечте и ничего не бояться.
Взрослый видит в книге философские подтексты и мистические пласты. Во многом сильное впечатление от книги возникает благодаря иллюстрациям: автор мастерски совмещает пространство слова и образа, делает акцент на визуальном ряде, создавая уникальное по силе воздействия символическое целое сказки.
Морис Сендак был серьезным и разносторонним человеком: он самостоятельно изучал классическое наследие художников-иллюстраторов и развивал их достижения в собственных работах. Он увлекался фольклором, стихами поэта-мистика У. Блейка, творчеством Ф. Кафки, любил театр. Писатель также занимался изучением истории своего рода, издал в переводе с идиша философскую книгу своего отца Филиппа (Пинхаса) Сендака «В доме у деда», сыграл роль раввина в сериале «Ангелы в Америке». За творческие достижения он получил немало литературных премий и наград, включая престижные медали имени Кальдекотта и Г.-Х. Андерсена, Национальную медаль за вклад в искусство, премию Астрид Линдгрен.
Жизнь Мориса Сендака, одного из наиболее загадочных и противоречивых детских писателей минувшего века, тоже немного похожа на фантазию, в которой авторское слово и зрительный образ снова и снова дают силы мечте и увлекают читателя в продолжение сказки.
Наталья ЛАЙДИНЕН, Россия



Комментарии:

  • 15 августа 2012

    Борис Либкинд, Миннеаполис, США

    Все мы родом из детства, но особенно повезло тем из нас, кто остаётся рядом с детьми (а значит - в этой замечательной стране ДЕТСТВО) всю свою жизнь. Браво!


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции