Петр Чайковский и Адольф Бродский

 Яков Коваленский
 9 сентября 2012
 6966

Во второй половине XIX века в России жил замечательный скрипач Адольф Давидович Бродский (1851–1929), который сыграл огромную роль в пропаганде сочинений великого Петра Ильича Чайковского. А.Д. Бродский родился 2 апреля 1951 года в Таганроге в еврейской семье. Вероятнее всего, родители мальчика были выходцами с Западной Украины (г. Броды Львовской области) и приехали в Таганрог в поисках заработка. В семье было четверо детей. Мать умерла, когда мальчику было шесть лет. Вскоре отец с детьми переехал в Херсон, где получил место управляющего паровой мукомольной мельницей. Семья была музыкальная — мать хорошо пела, у отца был абсолютный слух, хотя он не играл на музыкальных инструментах. Еще в пятилетнем возрасте у мальчика был обнаружен музыкальный дар: когда отец подарил ему маленькую скрипку, ребенок не мог с ней расстаться. Первым учителем мальчика был солдат из местного военного оркестра. Но отец понимал, что мальчику нужен настоящий педагог, и отправил его в Одессу, музыкальную столицу юга России. Там мальчик учился у настоящего скрипача, игравшего в оркестре оперного театра, причем отец оставил его на попечении у педагога, а сам вернулся в Херсон.

В девять лет Адольф выступил на концерте и имел оглушительный успех. Это событие привлекло внимание богатых одесситов, и юному вундеркинду дали средства для учебы за границей. Адольф с отцом поехали в Вену, где мальчик учился в Венской консерватории у педагога Йозефа Хельмсбергера и жил в его доме. Профессор обнаружил у Адольфа большой талант, занимался с ним и устраивал ему публичные концерты в Вене. Занятия в консерватории продолжались в 1860–1866 годы, а в 1867 году Бродский выдержал конкурс для игры в Венском придворном оркестре (было 30 конкурсантов на одно место). Он работал в оркестре и давал частные уроки, а Йозеф Хельмсбергер пригласил его участвовать в знаменитом Хельмсбергер-Поппер-квартете в качестве второго скрипача. Вена полюбила юное дарование и запомнила Адольфа. Бродский вернулся в Россию в начале 1870-х и стал давать концерты, особенно по югу России. На одном из концертов его услышал молодой Петр Ильич Чайковский и написал прекрасную рецензию на выступление Бродского. Так произошло знакомство талантливого скрипача с великим композитором.
Концертируя по России, в одном из небольших городов Бродский увидел афишу симфонического концерта под управлением выдающегося пианиста и дирижера Николая Рубинштейна и, учитывая, что оркестр был явно мал, предложил свои услуги в качестве оркестранта. Его игра понравилась Н.Г. Рубинштейну, и он как директор недавно открывшейся Московской консерватории пригласил Бродского туда на работу. Так начался новый этап жизни скрипача. Он работал в консерватории с 1874 по 1879 годы в качестве ассистента профессора и там сблизился с Чайковским, который тоже преподавал в консерватории.
Вот несколько рецензий Чайковского на выступления Бродского: «Господин Бродский отлично исполнил концерт Вьетана и вызвал целую бурю рукоплесканий…» (1874) или «Скрипач Бродский… обладает совокупностью данных для блестящего виртуозного исполнения. Кроме высокоразвитой техники у него есть и сила, и красота тона, и чувство меры, и выразительность, и блеск» (1875). Таких рецензий о выступлениях Бродского Чайковский написал немало.
Но несмотря на успешную карьеру в России, в 1880 году Бродский уезжает на Запад — в Париж и Вену. Ему стало тесно в Москве, хотелось расширить свой репертуар и играть с более профессиональными европейскими оркестрами. В Париже Бродский знакомится с выдающимся французским композитором Сен-Сансом, который оказал всяческое содействие молодому скрипачу, ввел его в круг французских музыкантов и композиторов. Там же Бродский познакомился с И.С. Тургеневым, и вскоре их отношения переросли в дружбу.
Бродский мечтал исполнить скрипичный концерт Чайковского, который композитор написал почти пять лет тому назад, но его так никто и не сыграл из-за трудной партии солиста и необычности самого произведения. Ноты концерта Бродский взял с собой в поездку по Европе. В Вене Бродский встретил Ганса Рихтера (1843–1916), австрийского дирижера, одновременно с Бродским учившегося в Венской консерватории. Рихтер дирижировал в Придворной опере Пешта и Вены и был известен как блестящий интерпретатор Бетховена, Брамса, Брукнера. Бродский учил концерт почти год и мечтал сыграть его в Вене. Он долго упрашивал дирижера. Несмотря на то, что сочинение Чайковского понравилось Рихтеру, дирижер колебался, так как венская публика консервативна. Все советовали Адольфу играть Баха или Мендельсона, но он был упрям и настаивал на Чайковском.
Наконец, настал день выступления. Вот как описывает ситуацию сам Петр Ильич, который волею судьбы был в этот день в Риме. «В 1877 году я написал скрипичный концерт, который посвятил Л. Ауэру (один из выдающихся скрипачей XIX века, глава петербургской школы. – Я.К.). Но он не хотел превозмочь трудности этого сочинения и признал его неудобоисполнимым… Через пять лет, проживая в Риме, я прочел в австрийской газете рецензию знаменитого критика Ганслика о состоявшемся концерте в Вене, где было включено мое несчастное скрипичное сочинение, приговоренное Ауэром к небытию… Ганслик громил мой концерт и не жалел своего едкого юмора и иронии». Критик назвал это сочинение вонючей музыкой, хотя требовательная венская публика встретила исполнение овацией. Далее Чайковский пишет: «Прочтя этот отзыв, я живо вообразил, сколько усилий и энергии нужно было истратить Бродскому, чтобы он был допущен к исполнению в Венской филармонии «вонючего концерта»… Я поспешил выразить благодарность Бродскому и из ответного письма узнал, сколько искусов и мытарств ему пришлось пройти, чтобы добиться цели — вырвать из пропасти забвения мой концерт».
Чайковский пишет из Рима письмо Бродскому: «Милый друг! Тысячу раз благодарю Вас… Только прочтя отзыв авторитетного венского критика, я оценил всю безграничность гражданского мужества, которое Вы выказали, появившись перед венской публикой… Ваша симпатия к моему концерту — неоценимая заслуга, которую Вы оказали мне. Забвение и пренебрежение — самая страшная судьба, которая может постигнуть произведение, особенно новое. Поэтому неважно, что пишет критик: главное, что он пишет».
Премьера скрипичного концерта Чайковского состоялась 4 декабря 1881 года, и с этого момента началось триумфальное шествие по миру гениального сочинения композитора. По существу, в XX веке не было ни одного концертирующего скрипача, который не играл бы этот концерт. Чайковский первым в русской музыке создал жанр скрипичного концерта, музыка которого — образец дивной красоты и гармонии, это одно из популярных сочинений композитора. Отношения композитора и скрипача стали теплыми, Чайковский следил за судьбой своего детища и писал Бродскому восторженные письма, называя его «мой друг», «голубчик», «добрейший Адольф Давидович», а в конце концов — «милый друг Адольф!».
Начиная со второго нотного издания концерта, Чайковский снял посвящение Ауэру и посвятил его А.Д. Бродскому. Это посвящение сохранилось и по сей день. Композитор подарил Бродскому свой портрет с надписью: «Воссоздателю концерта, признанного невозможным, от благодарного Чайковского». Весной 1882 года Бродский со своей женой Анной Львовной Бродской (они дружили с детства, когда оба жили в Херсоне) поехали на гастроли в Англию, где скрипач имел большой успех и сыграл там концерт Чайковского впервые. Его пригласили также на музыкальные вечера Ротшильда, где Бродский был принят членами королевской семьи.
В 1883 году Бродский получил приглашение преподавать в Лейпцигской консерватории, основанной в 1843 году великим немецким композитором Ф. Мендельсоном (позже она стала называться Академией музыки имени Мендельсона). Бродский воспринял приглашение как огромную честь — академия считалась одним из самых престижных музыкальных учреждений мира.
Семья Бродских жила в Лейпциге более восьми лет, и их дом был уголком России. В круг их знакомств входили Эдвард и Нина Григ, И. Брамс, пианист и дирижер Ганс фон Бюлов, норвежский композитор К. Синдинг и, конечно, Петр Ильич Чайковский. Вот как композитор описывает свое пребывание в этой семье: «До чего мне приятно было в Лейпциге, где я раньше не бывал, встретить Бродского, с которым нас связывала прочная многолетняя дружба. Я отправился на елку к Бродскому, где царила русская атмосфера, которую украшали две симпатичные русские женщины — жена и свояченица хозяина… Я не могу отчетливо выразить словами ту целительную отраду, которую испытал в тот вечер и испытывал впоследствии в Лейпциге, когда бывал в семье Бродского».
Именно в доме Бродского Чайковский познакомился с композиторами Брамсом и Григом и со многими немецкими музыкантами. В одном из писем в 1889 году Чайковский пишет: «Я был в Лейпциге один день. Бродский играл мне мой Третий квартет, который они недавно исполняли в Гевандхаузе (знаменитый зал, существует и ныне). Изумительно хорошо!!! Ей Б-гу, никогда подобной квартетной игры не слышал». Дружба с Чайковским продолжалась вплоть до его кончины в 1893 году. Бродские тяжело переживали эту потерю.
С 1891 по 1895 годы Бродский работал концертмейстером и солистом Нью-Йоркского симфонического оркестра. Но его тянуло в Европу, он хотел быть ближе к России.
Когда он вернулся в Старый Свет, у него появилось много приглашений на работу. Адольф Давидович выбрал английский Манчестер, куда его пригласили профессором в колледж, а также руководителем Халле-оркестра. Фактически Англия стала второй родиной для семьи скрипача. В Манчестере Бродский создал свой струнный квартет, продолжал выступать как солист, начал дирижировать и вел большую педагогическую работу. Вскоре Бродский стал директором колледжа. Он приезжал играть в Россию, часто бывал в Норвегии у Грига, а семья Грига несколько раз приезжала по приглашению Бродского в Англию. В 1904 году жена скрипача А.Л. Бродская написала книгу «Воспоминания о русском доме», которая вышла в Манчестере, где подробно рассказала о жизни Бродского и о судьбе шедевра Чайковского. Книга вышла на русском языке в 2006 году.
Скрипач играл произведения Грига и Синдинга, которые посвящали ему свои сочинения. Григ писал в дневнике: «Имел большое счастье принимать моих дорогих друзей Адольфа и Анну Бродских. Какие люди! Какой великий педагог Бродский».
У Адольфа Давидовича завязались теплые отношения с братом Петра Ильича — Модестом Ильичем, основателем Музея Чайковского в Клину и биографом композитора. «Милейший Модест Ильич! Я со слезами на глазах прочитал в биографии Чайковского все, что говорится о его скрипичном концерте. Радовался той великой чести, которая выпала на мою долю быть названным в биографии этого великого гения в столь лестных для меня выражениях… Здесь, в Англии, Чайковского обожают», — писал скрипач в 1902 году.
В начале 1920-х годов Бродский почти перестал концертировать. В 1927 году он выступил на юбилейном концерте английского композитора Э. Эльгара, который посвятил Бродскому свой струнный квартет.
Бродский скончался в январе 1929 года, а его жена — спустя несколько месяцев, осенью этого же года.
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия



Комментарии:

  • 17 марта 2019

    Инна

    Опечатка в годе рождения Бродского


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции