Стыдно не быть великим

 Яков Шехтер
 9 ноября 2012
 2736

Эту историю я слышал в Реховоте от рава Рубина. Много лет назад, в начале прошлого века, на тиш* к слонимскому ребе Шмуэлю пришли несколько парней из литовской ешивы. Ничего удивительного в этом не было, ешива находилась в Слониме, и по субботам парни часто заглядывали к ребе, посмотреть и послушать. В тот вечер в своей проповеди ребе привел предложение из Торы, но сказал его на идише: «Об мойре фор ди мутер ун фор дем фотер» — «Бойтесь отца и мать… и субботы мои соблюдайте». Затем ребе обыграл звучание слова «мутер», сравнив его с ивритским словом «мутар» — «разрешено», и сделал вывод: бойтесь разрешенного так же, как боитесь запрещенного.

На лицах литовских парней замелькали улыбки. В конце тиша ребе подозвал их к себе.
– Разве вы не знаете объяснение этого предложения? — спросил он у смутившихся парней. Те сразу поняли, в чем причина их приглашения к ребе, и уже сожалели о непочтительном отношении к словам праведника.
– Освящай себя в дозволенном, — продолжил ребе. — Когда Тора пишет нам: «Будьте святы, как свят Всевышний», не имеется в виду простое исполнение запрещающих заповедей. И так понятно, что нельзя нарушать запрещенное, это не есть святость. Еврей может сказать благословение и выпить литр вина. Это разрешено. Можно съесть два килограмма мяса за один присест. В этом тоже нет никакого нарушения. Можно круглые сутки проводить наедине со своей женой. Но Тора хочет от евреев большего. Ведь все эти поступки лежат на дороге, ведущей к греху. Поэтому Всевышний повелел евреям ограничивать себя даже в том, что уже разрешено. И кому, как не ученикам литовских ешив, берущих пример с Виленского Гаона, не знать, что такое освящение себя в дозволенном.
Слонимский ребе не зря упомянул ребе Элиягу бен Залмана, вошедшего в историю под именем Виленского Гаона. Помимо своего яростного сопротивления зарождавшемуся в его годы движению хасидизма, Гаон прославился и как величайший законоучитель. Сегодня без его объяснений невозможно углубленное изучение Талмуда.
Ребе Элиягу отличался выдающимися, нечеловеческими способностями. Объем его знаний был фантастичен, не менее фантастичным было и использование этих знаний. Все вопросы Учения, как открытой, так и тайной его частей, лежали перед ним, словно раскрытая книга.
Но не меньше, чем знания, прославил его и образ жизни, то, на что намекал слонимский ребе. Начиная с совершеннолетия и почти до самой смерти, то есть на протяжении более шестидесяти лет, Гаон спал по два часа в сутки. Причем эти два часа были разбиты на четыре промежутка по полчаса, после каждого из них Гаон мыл руки и продолжал учебу. Три из этих промежутков приходились на первую часть ночи, то есть с заката солнца и до полуночи, а четвертый — на утро. Все остальное время Гаон учился. Впрочем, современники утверждали, будто даже во сне его губы продолжали шевелиться, повторяя выученное.
Однажды ученики спросили Гаона: «Рабейну, субботний сон Тора называет лакомством, деликатесом. Почему же вы не можете позволить себе это разрешенное наслаждение?»
– Деликатесами не наедаются, — улыбнулся Гаон. — Деликатесы лишь чуть-чуть пробуют, чтобы лучше ощутить их вкус.
В еде ребе Элиягу был столь же удален от удовольствий этого мира. Перед смертью его вторая жена, Гитл бас Меир, призналась, что на протяжении многих лет Гаон кушал два раза в день — утром и вечером. Пища представляла собой размоченный в воде ломоть черного хлеба. Ребецн Гитл размягчала его до такой степени, чтобы Гаон мог проглотить еду не разжевывая, дабы не получать удовольствие от пищи. О его полной отделенности свидетельствует следующая история. На свадьбе одного из его внуков пропали драгоценные подарки. Отец невесты поспешил к ребе Элиягу и попросил указать на вора, ведь Гаон был известен как человек, для которого не существует тайн. Но Гаон вместо ответа окинул его недоумевающим взглядом.
– Мне трудно себе представить, — сказал он, — что кто-то из нашей семьи может потратить время, пригодное для Учения, на такого рода ерунду.
В молодые годы, когда слава о нем еще не разнеслась по всему миру, ребе Элиягу вел себя точно так же, как и тогда, когда его стали считать самым выдающимся мудрецом своего времени. Он никогда не занимал никакой должности и никогда не предпринимал даже малейших попыток заработать средства к существованию, посвящая каждую минуту одному лишь Учению. Его жена и дети жили в величайшей бедности. Добрые соседки как-то принялись наставлять жену Гаона уму-разуму:
– Зачем тебе нужен этот бездельник? Посмотри, в кого он тебя превратил. Молодая женщина, а как одеваешься, как выглядишь?! Разведись с ним, и мы поможем тебе найти кого-нибудь получше.
Вместо ответа жена Гаона принесла соседкам две рубашки.
– Одну мой муж носил долгое время, а вторая только что вернулась из стирки. Попробуйте определить, где какая.
Соседки долго мяли пальцами воротнички, проверяли манжеты, нюхали рукава, но так и не смогли найти различия.
Столь бескомпромиссная преданность Торе вместе с невероятным подчинением всей жизни Учению дали удивительные результаты. Рассказы об учебе Гаона потрясают воображение, кажутся сказкой, вымыслом. Они невероятны, фантастичны, невозможны. В качестве примера можно привести тот факт, что ребе Элиягу повторял Вавилонский и Иерусалимский Талмуды вместе с галахот и ришойним за… один месяц. И делал это двенадцать раз в году.
Для этого он проходил более ста страниц Талмуда в день, не считая изучения других частей Торы. Тот, кто в своей жизни выучил хотя бы одну страницу Талмуда, может только содрогнуться от этих цифр. Пропасть между нами и Гаоном кажется невероятной.
Но сам Гаон считал иначе. Однажды, проходя по улице Вильны — а ходил он только по одному маршруту — из дома в бейс-мидраш, он услышал, как один мальчик за его спиной говорит другому:
– Гляди, гляди, вот идет вильнер («виленский» на идише) Гаон.
Ребе Элиягу обернулся и ответил:
– Вил ир (на идише — «если захочешь») — и ты тоже будешь Гаоном.
Яков ШЕХТЕР, Израиль
________
*Тиш — особая трапеза, которую ребе устраивает для своих хасидов. Во время тиш ученики едят, пьют, поют и учатся.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции