Свет Маймонида

 Борис Якубович
 7 февраля 2013
 3068

В  Раннем Средневековье Испания как наиболее значительная страна Пиренейского полуострова постоянно служила яблоком раздора между христианским и мусульманским мирами. Евреям, издавна представлявшим на этой земле многочисленный и достаточно влиятельный слой населения, приходилось играть заметную роль в этих сложных, подчас драматических процессах. При этом испанские евреи в большинстве своем сохраняли верность религиозным традициям предков и своей самобытности, даже в условиях гонений.

В начале VIII века вторгшиеся из Северной Африки арабы (мавры) завоевали почти всю территорию Пиренейского полуострова и образовали свое государство, провозгласив независимость от центральных властей халифата. Столицей этого нового государственного образования, получившего наименование Кордовского халифата, стал город Кордова. Эта самопровозглашенная территория почти на протяжении целого столетия представляла собой заметную силу, а ее флот полностью господствовал в западной части Средиземного моря.
В течение трех ближайших столетий в результате так называемой Реконкисты (отвоевания) христианским правителям удалось вернуть ряд земель. Однако под властью арабов по-прежнему оставалось около 400 городов, крупнейшими из которых являлись Кордова, Толедо, Севилья, Гранада и Валенсия.
Приблизительно с середины XI века начался новый, решающий этап Реконкисты, позволивший испанцам вернуть Толедо, сделавшийся центром христианского королевства Кастилии.
Под влиянием чувствительных ударов по своим владениям Кордовский халифат распался на несколько мелких враждующих между собой эмиратов. Кордовские эмиры, пытавшиеся сохранить тень былого величия, вынуждены были призвать из Северной Африки берберов-альморавидов, которые стремительно подчинили себе всю мусульманскую часть Испании, Западный Алжир и Марокко, где основали свою столицу Марракеш.
В период недолгого господства альморавидов положение евреев заметно улучшилось. Отметив способности евреев к финансовой деятельности, новые правители стали назначать их сборщиками податей и охотно поручали наиболее талантливым заведовать государственными доходами. Высокое положение при дворе альморавидов занимали врач и поэт Соломон Алмуаллем, астроном Авраам Ганаси и некоторые другие выдающиеся представители еврейских общин.
Все эти благоприятные перемены позволили заметно укрепиться сравнительно небольшой еврейской общине Кордовы, практически уравненной в правах с прочим населением города. Именно здесь 30 марта 1135 года в семье известного ученого-талмудиста Маймона родился сын Моисей, славное имя которого благодарные соплеменники сохранят в знаменитой аббревиатуре РАМБАМ (рабби Моше бен Маймон).

Скитания
Высокочтимый рабби Маймон, занимавший в еврейской общине Кордовы весьма почетное место духовного судьи (даяна), намеревался дать сыну глубокое и разностороннее образование. Кстати, по поводу данного обстоятельства ранней биографии Маймонида история сохранила довольно противоречивые сведения: одни утверждают, что учился он крайне неохотно, другие, напротив, доказывают, что мальчик ревностно изучал Талмуд, философию, естественные науки и прочел много еврейских и арабских книг. Последняя версия представляется более правдоподобной, поскольку высокая образованность Маймонида хорошо видна в его самых ранних произведениях.
Торжественно отмеченная бар-мицва Моисея, увы, оказалась последним радостным событием в жизни еврейской общины Кордовы. В том же 1148 году городом овладели воинственные представители радикального мусульманского крыла — альмохады, быстро распространившие свою власть на всю территорию, занимаемую ранее толерантными альморавидами. Во главе альмохадов стоял халиф Абдал-Мумин, ратовавший за возвращение к строгим исламским обычаям. Он повелел распустить еврейские общины и поставил их обитателей перед выбором: принятие ислама или изгнание. Некоторые евреи были вынуждены хотя бы внешне исполнять законы иной веры, другие снялись с места, чтобы отправиться в Италию и Палестину. Впрочем, большая часть разгромленных общин предпочла бежать в Кастилию и другие христианские княжества на севере Испании.
Среди вынужденных беженцев оказалась и семья Моисея Маймонида, которой целых двенадцать лет доведется скитаться по различным городам и весям Испании. Наконец, в 1160 году она нашла приют на севере Африки, в Марокко, поселившись в небольшом городе Феце, где еще с давних пор проживала значительная еврейская община. Как и в других городах Северной Африки, в Феце полностью хозяйничали альмохады, поэтому Моисею и его родным пришлось притвориться магометанами, дабы покончить с ненавистной кочевой жизнью и обрести свой дом. Долгие годы скитаний не прошли для Моисея бесцельно: за это время он настойчиво изучал философию, математику, медицину и даже тайно набрасывал развернутый комментарий к Мишне.
Блестящие способности и природный ум Моисея позволяли ему легко и быстро постигать такой объем знаний, на приобретение которого у другого ушла бы целая жизнь. Молодой ученый-переселенец быстро завоевал высокий авторитет у жителей города и, соответственно, обратил на себя пристальное внимание альмохадских ревнителей веры. В какой-то момент его даже обвинили в отпадении от ислама, и если бы не заступничество его нового друга, влиятельного мусульманского поэта и теолога Абу аль-Араба, Маймониду пришлось бы разделить печальную участь многих своих соплеменников.
Видимо, следуя мудрому и дальновидному совету своего арабского друга и покровителя, знавшего о тайном увлечении Моисея еврейскими теологическими проблемами, Маймониду вместе с семьей пришлось покинуть облюбованный ими Фец и отплыть к многострадальной Земле обетованной. После шестидневного плавания по Средиземному морю их корабль попал в жесточайший шторм и только чудом избежал крушения и гибели. Наконец, сильно потрепанное судно бросило якорь в порту палестинского города Акко, уже более полувека находившегося под властью крестоносцев из так называемого Иерусалимского королевства.
Несколько месяцев семья прожила в этом древнем финикийском городе, приходя в себя после пережитых скитаний, затем перебралась в Иерусалим. После сравнительно недолгой остановки в Священном городе они заехали в Хеврон, где Моисей целый день провел в благоговейных молитвах у гробницы библейских патриархов.
Летом 1166 года странники вернулись в Африку и окончательно осели в Старом городе Каира (Фостате).

Целитель султана
В описываемое время древняя держава фараонов уже более полутора веков пребывала под властью арабских халифов династии Фатимидов, чьи основатели вели свое происхождение от Али и Фатимы — зятя и дочери пророка Мухаммеда.
Традиционная веротерпимость, свойственная фатимидским правителям Египта, в конце X века была нарушена фанатичным халифом Хакимом, подвергнувшим жестоким преследованиям как иудеев, так и христиан-коптов — последних потомков древнеегипетской цивилизации. К счастью, после его смерти гонения на инаковерцев прекратились. И еврейские общины страны на Ниле вновь обрели ненадолго утраченные права и спокойную жизнь.
Однако к концу 50-х годов XII века политическое могущество Фатимидов заметно ослабло, так как под ударами крестоносцев они лишились своих владений в Сирии и Палестине, некоторых территорий в Северной Африке и утратили господство на Средиземном море.
В 1169 году на службу к фатимидскому халифу аль-Адилю поступил молодой, но блестяще одаренный военачальник Юсуф Салах ад-Дин (Саладин). Когда через два года слабый и безвольный халиф скончался, энергичный Саладин захватил верховную власть в стране, быстро расправился с приверженцами почившего правителя и коренным образом реорганизовал войско, поставив на высшие командные должности своих соплеменников-курдов. Себя новый властитель Египта провозгласил султаном.
К моменту восшествия на египетский престол Саладина, положившего начало новой династии Айюбидов, семье Маймонида довелось пережить много трагических событий. Вначале после долгой болезни скончался престарелый отец семейства Маймон, затем пришло известие о гибели во время кораблекрушения старшего брата Моисея, оборотистого и энергичного Давида. Вместе с Давидом затонул большой груз драгоценных камней, которыми он успешно торговал не только в Северной Африке, но и в Испании. Для Моисея все произошедшее стало тяжелым ударом. Он скорбел по отцу и брату, которых очень любил, и в то же время понимал, насколько теперь должно ухудшиться материальное положение семьи, для которой Давид был основным добытчиком. Перенесенные страдания привели Моисея к серьезной болезни, после которой он долго и трудно восстанавливался. Зарабатывать на жизнь преподаванием религиозных основ иудаизма было в Египте не совсем безопасным делом, Маймонид стал активно заниматься медицинской практикой и быстро обнаружил на этой благородной стезе потрясающее искусство, воистину посланное ему свыше.
Несколько лет, проведенных на поприще целительства, снискали ему огромный и непререкаемый авторитет лучшего доктора страны. Вскоре он сделался домашним врачом визиря аль-Фадила, который порекомендовал его самому султану Саладину. Слава Маймонида-врачевателя была столь велика, что даже знаменитый вождь 3-го Крестового похода, английский король Ричард Львиное Сердце посылал к нему своих людей, чтобы переманить еврейского врача к себе на службу. Само собой разумеется, что Маймонид отклонил подобную честь.
Несмотря на то, что медицина отнимала у Моисея массу времени и сил, за эти годы он создал значительную часть своих духовных произведений, успевая при этом отвечать на сотни писем со всех концов света, а еще занимаясь многотрудными и хлопотливыми делами каирской общины евреев, главой которой (нагидом) он стал в 1177 году. В одном из сохранившихся посланий Маймонид так описывает распорядок своего дня: «Ежедневно по утрам я обязан являться ко двору. Если заболеет султан или кто-либо из его жен или близких, я остаюсь там на целый день. В другие дни, возвращаясь после полудня домой, я застаю в прихожей много людей, дожидающихся меня. Наспех поев, я выхожу к больным, лечу их и прописываю рецепты. Вечером, чувствуя крайнюю усталость, я все-таки веду ученые беседы до двух часов ночи…»
И все же подлинное наслаждение Маймонид испытывал лишь тогда, когда погружался в чарующие глубины духовных изысканий. Поставив перед собой грандиозную задачу по подготовке полного свода еврейских законов, как бы очищенного от многовековых противоречий и напластований, Маймонид создает свое главное произведение — «Мишне Тора» (свод всех законов Торы), основная идея которого заключалась в попытке предложить каждой образованной и вдумчивой личности возможность самой постигнуть непреложные истины, заключенные в основных Священных книгах иудаизма.
Следует сказать, что среди седобородых мужей из многочисленных еврейских общин Востока нашлось немало противников Маймонида, резко осудивших его великий труд. Каирского мудреца яростно обвиняли в святотатственном намерении сократить и выхолостить изучение Талмуда, в произвольном толковании спорных богословских вопросов и, попросту говоря, в вольнодумстве. Регулярные нападки ему пришлось выдерживать и от модных в те времена астрологов, особенно после его заявления, в котором он назвал астрологию лженаукой, заметив, что судьба человека никак не может зависеть от положения созвездий.
Однако большинство его работ встречалось с восторгом не только просвещенными евреями, но и образованными мусульманами.
К концу XII века популярность Маймонида достигла апогея.

Памятник себе
Над Иерусалимским королевством крестоносцев сгущались тучи. Надвигался мусульманский реванш, душой которого являлся египетский султан Саладин. Под формальным предлогом, связанным с ограблением каравана, в котором находилась любимая сестра султана, Саладин начал военные действия. 2 октября 1187 года он взял Иерусалим. Следует отметить, что с населением Священного города полководец обошелся гораздо гуманнее, нежели в свое время крестоносцы. Ответом на эти действия египетского правителя стал 3-й Крестовый поход, который возглавила тройка европейских монархов. Однако им так и не удалось вернуть Иерусалим под знамена крестоносцев.
Тяжелая кровопролитная война, в которой очень многое решала тонкая стратегия, избранная Саладином, сильно подорвала его здоровье. В 1192 году во время подписания очередного промежуточного договора Саладин заболел изнурительной лихорадкой. Так как все последние месяцы он проводил в Дамаске, то, видимо, сюда и пришлось ехать Маймониду для оказания помощи занедужившему султану. Теперь он проводил во дворце дни и ночи, используя все свое искусство для поддержания слабеющих сил Саладина. Конечно, в этом деле он был не один, рядом с ним работали престарелый караим Абул-Баен, лечивший еще последнего халифа из династии Фатимидов, шурин Маймонида Абул-Маали и другие опытные врачи.
Несмотря на все усилия, дни правителя были сочтены. В 1193 году Саладин скончался. Маймонид оставался на посту придворного врача и при преемниках великого султана.
Завершив составление свода религиозных законов иудаизма, Моисей мог считать свою основную миссию выполненной, ибо он все же сумел достигнуть главного — доказать, что Б-жественные истины и истины разума не противоречат друг другу. Эту грандиозную задачу он осуществил в своем труде «Путеводитель блуждающих» («Море Невухим»), написанном на понятном для всех окружающих прекрасном арабском языке, как и многие другие его труды.
В 1204 году в возрасте 69 лет великий ученый умер в Каире, горько оплаканный не только евреями и мусульманами, но и христианами. Прах Маймонида был перевезен в Святую землю и похоронен в Тверии. Его единственный сын Авраам сделался преемником отца в качестве придворного врача и главы еврейской общины Каира. На протяжении многих лет эта должность переходила из поколения в поколение в потомстве Маймонида.
Вся многогранная и плодотворная деятельность этого блистательного мыслителя стала венцом еврейского законоучения и средневековой еврейской философии. В сердцах и душах еврейского народа навсегда осталась благодарная память об одном из величайших сынов в своей истории.
Борис ЯКУБОВИЧ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции