Три имени и одна маска

 Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия
 1 марта 2013
 3051

…На пустую сцену выходил артист. Не меняя декораций и костюма, без световых эффектов он произносил безмолвный монолог. Человек на сцене из пустоты собственным телом создавал иллюзорные миры. Белая маска балаганного Пьеро, руки-бабочки, певучая пластика. Зрительный зал сидел завороженный. Гении уходят безвозвратно… Шесть лет назад не стало Марселя Марсо. Величайший мим ХХ века в этом году мог бы отметить свое 90-летие…

Гении уходят безвозвратно… Шесть лет назад не стало Марселя Марсо, названного отцом нового направления — "искусства молчания". Величайший мим ХХ века в этом году мог бы отметить свое 90-летие.

Французский  Чарли Чаплин
На пустую сцену выходил артист. Не меняя декораций и костюма, без световых эффектов он произносил безмолвный монолог. Человек на сцене из пустоты собственным телом создавал иллюзорные миры. Белая маска балаганного Пьеро, руки-бабочки, певучая пластика… Зрительный зал сидел завороженный…
Марсель Марсо родился 22 марта 1923 года в Страсбурге, в семье кошерного мясника Шарля Мангеля-Иоселовича и его жены Ханси Верберг, выходцев из Польши. Сына назвали Исер, но он стал Марселем. Семья дважды спасалась бегством — то от репрессий против евреев, то от нацистов. Отец погиб в Освенциме, а юный Марсель ушел в ряды Сопротивления.
Он занимается подделкой удостоверений личностей для молодых французов, а себе берет фамилию Марсо, как у генерала Французской революции. Служит в армии, с риском для жизни переправляет в Швейцарию еврейских детей и, владея английским языком, становится переводчиком у генерала де Голля. А после войны твердо решает стать актером, как его кумир Чарли Чаплин. Ведь на сцене Марсель выступал еще ребенком, в девять лет.

Театр пантомимы
«Я стану мимом — или никем!» — с этой фразы начался творческий путь Марсо. В оккупированном Париже он постигает искусство сценического безмолвия в Театре Сары Бернар. Пантомима родилась еще в античном народном театре, столетиями жила на улицах и площадях, а в VII веке была запрещена как греховное зрелище. И надолго зачахла. Учителями Марсо стали гениальные мастера, возрождавшие во Франции искусство пантомимы.
«Великий рыцарь театра», режиссер и педагог Шарль Дюллен обладал редким свойством открывать таланты. Его спектакль-клоунада строился на импровизации, умении мыслить, «наблюдать, смотреть, видеть и слушать».
Актер и философ театра Этьен Декру создал уникальную школу mime pur. Ничего подобного история театра еще не знала. Это был новый пластический язык — актер изображал и своих персонажей и окружающую их среду: предметы и стихии. По собственной воле он творил воображаемое пространство и время. Именно Декру открыл в Марселе талант мима.
После войны у Марсо появилось третье имя — Бип. Это был его сцени­ческий герой — грустный и смешной клоун в потрепанной шляпе и черно-белой майке: то ли персонаж Шолом-Алейхема, то ли «маленький человек» Достоевского. Походкой героев Чаплина он обошел всю планету, став мировой сенсацией и вторым «я» Марселя Марсо. И вдруг оказалось — маска приросла! Снять ее артист уже не может…
В 1949 году Марсо основал труппу «Содружество мимов» — на тот момент единственный в мире театр пантомимы. Десятки его миниатюр стали классикой жанра, а на гастролях по континентам Марселя Марсо узнавали сразу, ведь его безмолвное искусство не требовало перевода на иностранные языки. В СССР он впервые появился в хрущевскую оттепель, в 1957 году. Всю жизнь находясь «под сильным влиянием русской культуры», он обрастал друзьями и приезжал снова.

И сам Марсель Марсо им что-то говорил
Прославленный актер выступал с сольными концертами. Одним из лучших своих спектаклей он считал гоголевскую «Шинель» — невидимые миру слезы. В 1967 году в аэропорту Орли случилась историческая встреча. «Хэллоу, Марсель Марсо, я рад вас видеть!» — воскликнул белый, как лунь, Чарли Чаплин. И два Чаплина, смеясь, прошли по залу ожидания своей неподражаемой походкой.
Марсо преподавал в созданной им Школе пантомимы, из которой черпали идеи знаменитые танцовщики, клоуны и кинозвезды. Среди его учеников — известные израильские актеры-мимы. Свое еврейство Марсель ощущал по-разному. Ребенком страдал от юдофобства, а взрослым создал спектакли на библейские сюжеты.
Увенчанный всеми возможными лаврами, великий мим умер 22 сентября 2007 года и похоронен на кладбище Пер-Лашез. Кто-то сказал: «Марсо ушел в Тишину».
О его личной жизни известно немного: есть четверо детей — два сына от первого брака и две дочери от второго. Старшая дочь, художница Камий Марсо, возмущена отношением Франции к памяти ее отца: закрытием Школы пантомимы и аукционом. После его смерти все имущество пошло с молотка за долги и принесло Франции доход в 490 тысяч евро…
Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции