Бриттен на Люцернском фестивале

 Яков Коваленский
 18 октября 2013
 2525

Концерты Люцернского фестиваля (Швейцария) 2013 года были насыщенными и разнообразными — от Баха до Шостаковича, Прокофьева и Адамса. Знаменитый оркестр Баварского радио под руководством Мариса Янсонса исполнил на фестивале «Военный реквием» Б. Бриттена, отметив таким образом 100-летний юбилей композитора (1913–1976).

Бенджамин Бриттен — ведущий английский композитор XX века, автор опер, кантат, симфоний, инструментальных концертов, вокальных циклов (в том числе на стихи Пушкина) и камерных сочинений. «Военный реквием» — одно из выдающихся произведений композитора. В исполнении этого сочинения участвовали смешанный хор Баварского радио, Тельзерский хор мальчиков и три солиста: американское сопрано Эмили Мэги, английский тенор Марк Пэдмор и немецкий баритон Кристиан Герхаер.
Дирижер Марис Янсонс родился в Риге в 1943 году. Он сын известного ленинградского дирижера Ярвида Янсонса. Маэстро учился игре на скрипке, фортепиано и дирижерскому искусству в Ленинградской консерватории, а затем совершенствовался в Вене и Зальцбурге у Караяна. Выступал с лучшими оркестрами мира —
С.-Петербургским филармоническим, оркестрами Осло, Питтсбурга и др., и уже более десяти лет возглавляет оркестр Баварского радио.
«Военный реквием» Бриттена — сложнейшее новаторское сочинение. Композитор написал его в 1962 году к восстановлению собора в английском городе Ковентри, уничтоженного фашистскими бомбежками во время Второй мировой войны. Реквием носит ярко выраженный антивоенный, гуманистический характер. Он состоит из трех частей: традиционная заупокойная месса, исполняемая на латинском языке смешанным хором и оркестром; хор мальчиков в сопровождении органа и трех солистов, поющих по-английски на текст английского поэта Уилфреда Оуэна (1893–1918), погибшего в возрасте 25 лет.
Эта многослойная «конструкция» трудна для исполнения и восприятия. В России это сочинение исполняли двумя отдельными оркестрами и с разными дирижерами. При этом антивоенный пафос реквиема и специфика английской речи утрачивались. Но дирижер Янсонс сумел все это искусно объединить в одно целое и музыкально донести замысел композитора до слушателей.
Английский поэт У. Оуэн, участник Первой мировой войны, на фронте писал антивоенные стихи, был тяжело ранен в 1918 году, попал в госпиталь. После этого снова вернулся на фронт во Францию и погиб в ноябре этого же года. «Моя поэзия скорбна, все, что поэт может сделать, — это предостеречь», — писал Оуэн. Реквием состоит традиционно из шести частей: Requiem aetarnam, Dies irae, Offertorium, Sanctus, Agnus Dei, Libera me. Части произведения неравномерны по форме и длительности. В первой части поют оба хора и звучит ария тенора в исполнении Марка Пэдмора. Его ария начинается такими словами: «Погребальный звон по тем, кто погиб как скот…» (подстрочный перевод автора статьи).
Английский певец Марк Пэдмор родился в 1961 году, учился в Королевском колледже. Он сотрудничает с выдающимися дирижерами наших дней — У. Кристи, Ф. Орвегге, Д. Гардинером и др., а также поет в операх Моцарта, Стравинского и Бриттена. Певец не раз приезжал с концертами в Россию и пел на «Декабрьских вечерах» в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. В «Реквиеме» на Пэдморе лежит самая большая нагрузка: в каждой части есть большие арии тенора и несколько его дуэтов с баритоном.
У Пэдмора крепкий и довольно красивый голос, он легко справлялся с верхними нотами, но в его пении была какая-то характерность, некая сдавленность в подаче звука. Этот подход к исполнению идет от самого композитора, так как эта партия писалась для друга Бриттена Питера Пирса (первого исполнителя «Реквиема»), у которого был довольно специфический тенор. Композитор подчеркивал, что певец поет об ужасах войны и смерти от лица солдата (таким же солдатом является и певец-баритон). Поэтому и широта, и красота самого голоса просто неуместны. В этом и состоит трудность исполнения «Реквиема». К концу произведения голос Пэдмора звучит мягче и лиричнее: все кончено, жертвы оплаканы, и голос возвращается в естественное русло.
Вторая часть Dies Irae — большого размера, на нее ложится основная смысловая и музыкальная нагрузка. Партию баритона исполнял немецкий певец Кристиан Герхаер. Он получил медицинское образование, затем учился в Академии музыки в Мюнхене, после этого занимался с Д. Фишером-Дискау, первым исполнителем этой баритоновой партии в «Реквиеме». С 1998 года певец начал профессиональную карьеру в европейских столицах. У него разнообразный репертуар — от Моцарта до Дебюсси. Его исполнение в «Реквиеме» роскошно, он пел дивным глубоким звуком, драматично.
Текст тоже не оставил меня равнодушным: «Горн пел, увеличивая печаль в вечернем воздухе, и горн отвечал печально…» А это в дуэте с тенором: «О, Смерть, ты никогда не была нашим врагом, Мы смеялись над тобой, мы были в союзе с тобой, старый товарищ...» Эти слова полны и горького сарказма, и юмора. Оба певца пели доходчиво и сумели передать в пении горькие слова и грубые солдатские насмешки. Я впервые услышал настоящую английскую речь с хорошей артикуляцией при исполнении «Реквиема». А это важно для понимания замысла композитора.
Партию сопрано пела американская певица Эмили Мэги. Она училась пению в Индианском университете и начала свою карьеру в Чикагской опере. Сейчас певица поет в лучших оперных театрах мира. У нее лирико-драматическое сопрано большого диапазона, спектакли с ее участием показывают по российскому телеканалу «Культура». У певицы в «Реквиеме» небольшая партия, она появляется в последней части Libera me. По замыслу композитора, она олицетворяет успокоение погибших солдат и оплакивает их. Певица поет просветленную латинскую молитву In Paradisum вместе с детским хором и камерным оркестром. Интонационно пение Эмили Мэги напоминает незабываемый теплый голос Галины Вишневской, для которой эта партия и была написана композитором.
Хочется выделить короткую пятую часть Agnus Dei, в которой тенор поет с большим хором о Голгофе на стихи Оуэна (на английском языке), а хор в это же время исполняет латинский текст. Такая перебивка характерна для музыки Бриттена. Этим достигается необыкновенный эффект большой молитвы.
Игра оркестра не была монументальной и величественной, скорее, внутренне трагической, в пении были слышны скорбь и тоска, ощущался мотив личных переживаний героев, которые пели об ужасах войны, бедах и смерти. Английские стихи с многочисленными повторами текста проникали в душу.
Рассказывать об оркестре Баварского радио — одно удовольствие. Связь оркестр – дирижер неразрывна, они понимают друг друга на уровне подсознания. Хор Баварского радио был создан в 1946 году, с ним работали, как правило, великие дирижеры Баварского оркестра — Е. Йохум, Р. Кубелик, К. Дэвис и Л. Маазель. Хор имеет международные награды за свои записи, последняя была в 2012 году за исполнение «Реквиема» Форе.
Подготовкой хора к исполнению «Военного реквиема» руководил известный хоровой дирижер Михаил Глезер, многие годы возглавлявший этот коллектив. Хор находился на сцене сразу за оркестром, а хор мальчиков был над сценой. Этот детский хоровой коллектив существует с 1965 года, его артистическим директором является Ральф Людевиг, в прошлом сам певший в хоре. У хора необычайно чистое звучание и прекрасная артикуляция. Его пение доставило слушателям необыкновенное удовольствие. У хора также есть различные награды за выступления. Тельзерский хор не раз приглашали на Люцернский фестиваль.
Но главный герой вечера — дирижер Марис Янсонс, который смог воплотить замысел Бриттена в жизнь с пониманием и любовью. Была проделана трудная и кропотливая работа, все было тщательно отрепетировано. И результат налицо! Хотя я не раз слышал это произведение, но впервые на Люцернском фестивале понял замысел Бриттена и полюбил его детище. Это исполнение можно назвать выдающимся.
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
Фото: Ivan_Maly



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!