«Прага Дворжака» В Чехии прошел 13-й фестиваль классической музыки

 Яков КОВАЛЕНСКИЙ
 5 декабря 2013
 3149
Имя великого чешского композитора XIX века Антонина Дворжака окружено в его родной стране любовью и почитанием. Вот уже тринадцать лет осенью в Праге проходит фестиваль его имени в центре искусств «Рудольфинум», в зале, который тоже носит имя Дворжака. Зал находится на берегу Влтавы и поражает своими неоклассическими формами и величественными колоннами, в нем более тысячи мест. Акустика в зале потрясающая.  Перед зданием стоит памятник А. Дворжаку. Зал построен архитекторами Й. Зитеком и Й. Шульцом в 1885 году, открыт в присутствии наследника австрийского престола кронпринца Рудольфа и назван в его честь «Рудольфинумом» — и в память о расцвете искусств в Праге при императоре Рудольфе II, правившем на рубеже XVI–XVII веков.

Программа фестиваля была интересной и насыщенной. Участвовали оркестры из Базеля, Берлина, Пекина, солисты из США, Швейцарии, России, Германии, Польши и других стран.

Открывал фестиваль оркестр Чешской филармонии под руководством главного дирижера Иржи Белоглавека, занимавший особое место на этом празднике. Оркестр возник в 1896 году. Своими авторскими произведениями дирижировал сам Дворжак. Это старейший оркестр Чехии, им руководили выдающиеся музыканты: В. Талих, Р. Кубелик, К. Анчерл, В. Нойман, Г. Альбрехт, В. Ашкенази. Например, Например, в 1908 году премьера симфония № 7 Малера прозвучала под руководством автора с филармоническим оркестром Чехии.

С 2012 года им руководит Иржи Белоглавек, музыкант мирового класса. В настоящее время оркестр является одним из лучших в Европе и входит в первую двадцатку лучших оркестров мира. И. Белоглавек был ассистентом выдающегося музыканта Сержио Челибидахе, а также финалистом конкурса дирижеров Г. фон Караяна. С 1972 по 1978 год он возглавлял оркестр г. Брно, а затем — Пражский симфонический оркестр. В 1990-е годы началась международная карьера Белоглавека. Он выступает с оркестрами Нью-Йорка, Филадельфии, Лондона, Берлина, а с 1995 по 2012 год возглавлял знаменитый оркестр ВВС, с которым записал ряд шедевров чешской музыки.

Автор статьи не раз слушал его выступления в Лондоне, особенно запомнились интерпретации музыки чешских композиторов. В одном из концертов в лондонском зале Барбикан была исполнена редко звучащая опера «Джульетта» чешского композитора Б. Мартину. Пела выдающаяся чешская певица М. Кожена, а дирижировал Белоглавек. Это был один из лучших концертов в моей долгой практике как слушателя. Поэтому я с большим нетерпением ждал открытия фестиваля.

Первый концерт начался с исполнения адажио (в переложении для струнных) из Третьей симфонии К. Пендерецкого — живого классика польской музыки. Это яркое сочинение требует от оркестра протяженного легато и красивого звука. Симфония была написана композитором в 1995 году и получила признание в мире. Композитор сделал переложение третьей части, и ее премьера прошла именно на этом фестивале Дворжака. Легато струнных было бесподобным. Пендерецкий присутствовал в зале, и все его приветствовали.

Затем был сыгран знаменитый виолончельный концерт № 2 си минор А. Дворжака. Солировала американская виолончелистка Алиса Вейлерштейн. Она взяла в руки виолончель в четырехлетнем возрасте, училась в Кливлендском институте искусств и дебютировала с оркестром в тринадцать лет в Карнеги-холле. Она много выступает по всему миру и в прошлом году приезжала в Россию на фестиваль Ростроповича. В Праге она ярко и интересно сыграла одно из величайших виолончельных сочинений. Оркестр был просто бесподобен, и вместе с сольным исполнением это был музыкальный экстаз!

Во втором отделении оркестр исполнял Седьмую симфонию Бетховена. Все было продумано и исполнено на высшем уровне. Оркестр совершенен, звуковой баланс почти идеальный, динамические нарастания и красота тона соответствовали стилю бетховенской симфонии.

Симфония была сочинена композитором в 1812 году, а впервые исполнена в 1813-м, то есть ровно 200 лет тому назад! Но как свежо и глубоко она прозвучала у Белоглавека, нашедшего равновесие героического и жанрового начал этой музыки. Маэстро дирижировал просто, спокойно, у него ясный и точный жест. На бис оркестр сыграл увертюру Россини в другом, элегантном ключе, довольно изысканно. Дирижер и оркестр не просто играют, они музицируют с огромной отдачей!

Через несколько дней приехал редкий для Европы гость — Пекинский симфонический оркестр с дирижером Лихуа Таном. Оркестр существует с 1977 года и является ведущим симфоническим коллективом Китая. С 2001 года коллектив совершил четыре концертных тура по Европе. В программе выступления на фестивале были интересные и редко исполняемые произведения — две ранние симфонии Дворжака № 3 и № 4. Программа была сыграна с любовью и большим пониманием стиля Дворжака. Высокопрофессиональный оркестр и показал все свои возможности. Симфония № 4 — глубокое сочинение, в котором стиль композитора уже полностью обозначился. На бис Пекинский оркестр играл много различных сочинений китайских авторов, а также «Славянские танцы» Дворжака — задорно и со вкусом. Концерт оставил очень хорошее впечатление.

В конце моего пребывания в Праге на фестивале выступил Базельский камерный оркестр под руководством замечательного итальянского флейтиста и дирижера Джованни Антонини. Он — основатель (в 1989 году) и бессменный руководитель итальянского оркестра «Джардино Армонико», с которым он, как правило, и выступает. Выступления с другими коллективами бывают редко.

Базельский оркестр — довольно молодой коллектив, он был основан в 1984 году из выпускников музыкальных школ Швейцарии. Оркестр играет как старинную музыку, так и сочинения современных авторов. Коллектив часто выступает с различными солистами высшего класса, такими как М. Кожена, Ч. Бартоли, А. Шолль. На концерте в Праге с оркестром солировал немецкий скрипач Кристиан Тетцлаф.

Джованни Антонини родился в Милане, учился в родном городе и в Женеве — в Центре старинной музыки. На фестивале оркестр из Базеля исполнял сочинения Гайдна и Бетховена. К. Тетцлаф сыграл знаменитый скрипичный концерт Бетховена, но его аутентичная манера игры этого концерта, как мне показалось, не очень интересна. Скрипка звучала не так ярко и выразительно, как у многих других исполнителей. Но вторая часть — знаменитое largetto — была сыграна красивым и глубоким звуком, оркестровая ткань была также весьма выразительна. Антонини — большой мастер оркестрового аккомпанемента, что он и продемонстрировал в концерте Бетховена.

Тетцлаф — широко концертирующий скрипач, и его стиль игры можно назвать интеллигентным, но в Бетховене мне бы хотелось большей эмоциональности и выразительности.

Симфония Гайдна № 102 была сыграна с необыкновенным воодушевлением, легко, красиво и с очаровательным юмором, так присущим композитору. Тут оркестр продемонстрировал свои лучшие качества. Публика восторгалась изяществом исполнения. На бис были сыграны увертюры Бетховена «Кориолан» и к балету «Творения Прометея». Это была мастерски исполненная музыка, страстная, гармонически законченная и изумительная по качеству звука. Оркестр был великолепен, а Антонини превзошел самого себя. Как говорится, разыгрались к концу выступления.

Антонини показал себя тонким и умным дирижером, его манера выступления страстная и энергичная, а Базельский оркестр — это собрание высококлассных музыкантов.

В программу фестиваля входил сольный концерт выдающегося российского пианиста Е. Кисина, кроме того, был исполнен Реквием Верди в кафедральном соборе Святого Вита, но об этих событиях я напишу отдельно. Фестиваль был прекрасно организован. Особая благодарность пресс-службе зала «Рудольфинум» за четкую и замечательную работу.

Хочется сказать несколько слов о музее А. Дворжака в Праге. Он существует с 1932 года и находится на барочной вилле «Америка», возведенной в конце XVIII века по проекту архитектора Килиана Дизенхофера. Здание окружено прекрасным садом с античными статуями. Этот островок старины находится недалеко от шумной Вацлавской площади. На первом этаже собраны личные вещи композитора, его рукописи и письма, а также выставлены рояль композитора фирмы «Безендорфер», альт со смычком, на котором играл Дворжак, старинный метроном, подношения, сделанные Дворжаку в Нью-Йорке, большой серебряный кубок, поднесенный ему в Петербурге в 1890 году, и другие экспонаты той эпохи. Потолок украшают фрески на мифологические сюжеты художника Й.Ф. Шора.

На втором этаже — небольшой зал для камерных концертов и выставок, посвященных А. Дворжаку и другим деятелям чешской культуры.

Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Москва – Прага – Москва

Фото предоставлено организаторами фестиваля Дворжака в Праге



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции