Гилберт Каплан — воплощение американской мечты
Гилберт Каплан родился в 1941 году в Нью-Йорке и учился в Университете Дьюка, Новой школе и Школе права Нью-Йоркского университета, занимался бизнесом, в 1965 году основал журнал для бизнесменов Institutional Investor. До 1984 года он оставался владельцем, издателем и главным редактором журнала, затем его продал. К этому времени Каплан стал миллионером. Воистину яркий пример американской мечты! Но в эти годы жизнь Каплана изменилась коренным образом. Увлечение музыкой и особенно сочинениями Малера привело молодого бизнесмена к занятиям и глубокому изучению процесса дирижирования и пропаганде творчества своего любимца. Особое внимание Каплана привлекла Вторая симфония композитора «Воскресение». Он купил авторскую рукопись симфонии, факсимиле которой опубликовал в 1986 году, и интенсивно в течение нескольких лет учился дирижировать, чтобы самому исполнить эту музыку.
Дебют Каплана-дирижера состоялся в 1982 году с американским симфоническим оркестром на неофициальном концерте для участников саммита Международного валютного фонда. А в 1983 году состоялось первое публичное выступление в Карнеги-холле, которое было встречено с восторгом и критикой, и публикой. За прошедшие 30 лет Каплан исполнил симфонию № 2 более 35 раз с различными оркестрами по всему миру. В России он играл в Петербурге с оркестром Мариинского театра, в Новосибирске — в Театре оперы и балета и, наконец, в Москве — с оркестром имени Евгения Светланова. В 1996 году Каплан с Лондонским симфоническим оркестром открыл Зальцбургский фестиваль исполнением Второй симфонии Малера.
Симфония Малера в исполнении Гилберта Каплана была записана на диски в 1987 и 2002 годах. Первая из записей была включена газетой New York Times и немецким телевидением в число лучших пластинок года. Число продаж этих пластинок составило 150 тысяч.
Гилберт Каплан — автор статей о Малере, он читал лекции о композиторе в Гарвардском и Оксфордском университетах и в других музыкальных вузах мира, в том числе в Петербургской консерватории. Он автор большого альбома о Малере, в котором собрано более 300 фоторабот, репродукций, рисунков и скульптурных портретов композитора. Кроме того, он читает лекции и ведет о нем радиопередачи. Его основная деятельность в настоящее время — пропагандировать музыку гениального Малера и рассказывать о жизни и творчестве композитора различным слоям общества.
Перед концертом в Москве Каплан встретился с прессой и покорил журналистов умом и эрудицией. Каплан подчеркивал, что Россия — особая страна для Малера, он побывал здесь три раза: в 1897, 1902 и 1907 годах, выступая с российскими оркестрами с исполнением сочинений Моцарта, Бетховена, Гайдна, Гуно, Вагнера, Шопена, Чайковского, Рахманинова и др., а также дирижировал в Петербурге своей Пятой симфонией. А в Финляндии (тогда это была российская провинция) встретился с финским композитором Яном Сибелиусом, чьи симфонии он исполнял.
На встрече с журналистами Каплан рассказывал о различных интерпретаторах музыки Малера (их сейчас очень много, даже возникла мода на Малера), выделив особо Л. Бернстайна, Р. Кубелика и Яшу Горенштейна, англо-американского дирижера (1898–1973), родившегося в Киеве. Малер писал Вторую симфонию в течение шести лет, что не характерно для композитора, и закончил ее в 1894 году. Премьера прошла в Берлине через год под управлением автора. Первое исполнение Второй симфонии в России состоялось в ноябре 1906 года в Петербурге, в зале консерватории, с оркестром графа Шереметева и хором Мариинского театра под управлением немецкого маэстро Оскара Фрида (еврея, эмигрировавшего в Россию из фашистской Германии в 1934 году). Солировала Оттилия Менцгер-Фройцхайм. Симфония имела успех. Но не вся публика восприняла это сочинение, потребовалось время для восприятия гениальной музыки Малера.
Нынешнее исполнение Второй симфонии вызвало огромный ажиотаж. В Большом зале Московской консерватории в ее исполнении участвовали Академический оркестр России имени Е. Светланова и два хора: Русский хор имени Свешникова (руководитель О. Волков) и «Мастера хорового пения» под руководством Льва Конторовича, солировали А. Нечаева (сопрано) и С. Шилова (меццо-сопрано).
Симфония состоит из пяти частей. Первая часть — по признанию самого композитора — похороны героя, она называется «Тризна», это неистовый и напряженный похоронный марш. «Мы стоим у гроба дорогого нам человека. Вся его жизнь — его борьба, его страдания, его земные подвиги» (слова Малера), и музыка сразу хватает вас за душу и пронзает до глубины души. Это своеобразное начало симфонии — обычно композиторы похоронами героя заканчивали свои сочинения. Каплан полностью подчинил оркестр своей воле, он вообще жесткий маэстро.
После огромной и трагической первой части идет Andante как светлый луч в темном царстве — нежное и мягкое. Затем третья часть — скерцо, которое представляет собой лендлер (немецкий танец) с жуткими и гротескными музыкальными темами. Мир выглядит искаженным и безумным, и, как писал композитор, «жизнь теряет смысл. Полное отвращение к существованию, которое хватает человека железной хваткой». Каплан и оркестр сыграли это ярко и полно. Музыка этих частей привела слушателей в экстаз.
В четвертой и пятой частях симфонии Малер вводит в оркестровую ткань слово. Необходимость поэтических строк Малер обосновал в письме: «Если я задумываю большое симфоническое полотно, всегда наступает момент, когда я должен привлечь Слово как носителя моей музыкальной идеи». Текст для четвертой части взят из сборника А. Арнима и К. Брентано «Волшебный рог мальчика», это песня «Первозданный свет» для контральто. А для финальной пятой части Малер выбрал стихи выдающегося немецкого поэта XVII века Ф. Клопштока «Ты воскреснешь, да, воскреснешь ты после сна недолгого». По этим стихам симфония и стала называться «Воскресение». Как заметил Каплан, когда Малер писал свою симфонию, он, будучи евреем и выбрав религиозные стихи Клопштока, переработал текст и исключил из них все упоминания о Христе.
«О сердце мое, верь:
не будешь позабыто!
Твоим, твоим осталось все,
что пережито,
Все, что в мечтах, в любви,
в борьбе добыто!»
Эти тексты исполняли российские певицы А. Нечаева и С. Шилова, в вокальном смысле они были удовлетворительны, но их немецкий язык и понимание глубокого смысла текстов, к сожалению, были не на высоком уровне. Месяцем ранее эту симфонию исполнял оркестр РНО с выдающейся аргентинской певицей меццо-сопрано Бернардой Финк и румынским сопрано А. Хартиг. Это было незабываемо (см. «Алеф» № 1041). Именно певицы доносят до слушателей основные мысли композитора. Но главное — начало положено: российские вокалисты осваивают вокальную сторону музыки Малера. А хор поет другие замечательные стихи:
«И на крыльях завоеванья
Своей любви сумею воспарить.
Умру я — чтобы жить!»*
Несколько слов о хорах. Дирижеры-хоровики проделали огромную работу с текстами, с произношением немецкого текста, артикуляцией, подачей звука. Особенно хорош был хор «Мастера хорового пения». Ведь само слово для композитора имело основополагающее значение. Оркестровая ткань последних двух частей была полна глубоких размышлений о бытии и пронизана присущей Малеру иронией. Оркестр играл собранно, глубоко, и духовые инструменты были на высоком уровне. Посыл музыки в зал был гармоничным и хорошо сбалансированным. Можно только порадоваться за дирижера и светлановский оркестр.
Подводя итог, нужно сказать: оркестр, хор и певицы вместе составили хороший ансамбль, зал не просто слушал, а внимал напряженно и с трепетом, чувствовалась работа мыслей и чувств слушателей. Это бывает в наши дни очень редко. Овации Каплану и оркестру были громовыми.
Какой удивительный человек и музыкант Гилберт Каплан! Он целенаправленно многие годы шел к своей цели и достиг вершин. Эти вершины не так просты, как может показаться. Это, можно сказать, сияющие космические дали, которые покорились маэстро. Ему можно только позавидовать!
Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия
Фото: Вера Журавлева
______
*Переводы сделаны А. Грицевичем
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!