Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 7 марта 2014
 2866
Шаббат Шкалим Глава «Пекудей» — «Исчисления» совместными усилиями (38:21) «Вот исчисления по скинии, шатра откровения, подведенные по повелению Моше…»   Совместными усилиями «Вот исчисления Скинии — шатра свидетельства…» (38:21) В тексте Писания слово «скиния» (мишкан) упоминается подряд два раза: в первом случае имеется в виду небесный Храм, который находится свыше, а во втором — земной, подобный ему, который построил народ под руководством Моше. Так будет и в конце времен, когда нам предстоит строить третий Храм. Он будет результатом наших совместных усилий: с одной стороны, «спущен» с небес, с другой — построен нашими руками. Скоро, в эти дни! Из бесед Ребе  

Окончание изучения 2-й Книги Торы — «Шмот», или «Исход». Начало изучения 3-й Книги — «Ваикра», или «Левит». Шабат Хазак!

Глава «Ваикра» — «И воззвал»

«И воззвал к Моше, и сказал Господь ему из шатра откровения…» («Ваикра», или «Левит», 1:1)

«…Вместе с каждым приношением приносите соль» (2:13) 

 

В чем тут соль?

Мы все хорошо знаем, что мясо без соли мало съедобно. Но зачем нужна соль в жертвоприношениях? Поскольку жертвоприношение носит символический и мистический характер, в целом оно должно включать в себя все четыре категории творений, которые возносились к Творцу*: жертвенное животное представляло животный мир (хай), хлебное подношение, которое сопровождало жертву, символизировало растительный мир (цомеах), а соль как обязательный элемент — неживую природу (домем). Кроме того, сам обряд совершал священник, который представлял человеческий род (медабер). Таким образом, в обряде жертвоприношения в Храме участвовали все категории творений.

Аризаль

______

*На это указывает само название: «корбан» (жертва), что означает «сближение» («каров» – «близкий»).

 

 

Глава «Цав» — «Заповедуй»

«Заповедай Аарону и сынам его следующее: вот закон о жертве всесожжения…» (6:2)

Не падай духом!

«Заповедай Аарону и сынам его следующее: вот закон жертвы всесожжения — оно, всесожжение, на огне, на жертвеннике всю ночь до утра…» (6:2)

Почему в тексте повторяется два раза подряд слово «жертва всесожжения» (ола)? Название этого вида жертвы — ола — означает «подъем», «движение наверх», «духовный рост»*. Но закон такого духовного роста (ола) заключается в том, что сначала происходит нечто противоположное: духовный спуск и даже падение (ерида). И лишь тот духовный подъем, который приходит на смену падению, можно считать истинным.

_____

*Отсюда общепринятое название для нового репатрианта: олэ — тот, кто восходит и поднимается, переезжая на Святую землю.

 

Шаббат Захор

Глава «Помни» (Захор)

«И сказал Господь Моше: запиши сие на память в книгу и внуши Иегошуа, что совершенно сотру Я память об Амалеке под небесами» («Шмот», или «Исход», 17:14)

Помни — не забудь!

Две войны пришлось пережить Израилю после выхода из Египта на пути к горе Синай: сражение с фараоном и войну с Амалеком (милхемет-амалек), но проходили они по-разному. Когда фараон со своими боевыми колесницами настиг еврейский народ на берегу моря, Всевышний предупредил: «Господь будет воевать за вас». В то время как во время столкновения с Амалеком было сказано: «Выйди, сразись с Амалеком». Как сказано (17:9): «И сказал Моше Иегошуа: выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком…»

В чем тут принципиальное различие? Фараон хотел нас вернуть назад, в рабство, но при этом он не препятствовал нашему стремлению к Торе. В этом случае Всевышний все «взял на Себя». В то время как Амалек стоял между нами и горой Синай. В этом случае мы сами должны были устранить это препятствие на нашем пути к Торе.

Из бесед Ребе

 

Шаббат Пара

Глава «Шмини» — «На восьмой день»

«И было, на восьмой день призвал Моше Аарона и сынов его и старейшин Израилевых» (9:1)

«И сказал Моше Аарону: Подойди к жертвеннику» (9:7).

Ведь ты этого достоин!

Почему было необходимо дополнительно указать Аарону, что ему следует подойти ближе к жертвеннику? Оказывается, в самом начале своей службы Аарон был смущен той великой миссией, которая была на него возложена, и Моше решил его подбодрить, говоря: «Что ты смущаешься? Ведь ты именно для этого и избран!»

Так сказано в комментариях. А хасиды, как всегда, уточняют. На самом деле Моше намекнул своему старшему брату: «Смотри, то, что ты смущаешься, — лишнее доказательство того, что ты достоин такой святой должности!» Как сказано в Псалмах (51:19): «Жертва Всевышнему — дух сокрушенный».

 

«И освятитесь, и будете святы, ибо Я свят» (11:44)

 

Святы будьте!

Рабби Леви Ицхак: «Когда отец состоятельный или влиятельный человек, сыну значительно проще достичь того же. Так и еврейскому народу достаточно только сделать первый шаг навстречу святости, и сразу вы: «Будете святы», поскольку свят наш Отец Небесный».

 

Шаббат Аходеш

Глава «Тазрия» — «Если зачнет»

«Говори сынам Израилевым: Если женщина зачнет и родит мальчика…» (12:12)

«И на восьмой день обрежь его крайнюю плоть» («Ваикра», 12:2–3)

 

Знак чистоты и святости

Предыдущая глава, в которой Тора подробно описывает «чистых» животных, заканчивается словами: «Дабы разделять между чистым и нечистым». Эта глава продолжает эту тему: обрезание, которое совершается на восьмой день, также отделяет и возвышает святой народ.

Рабби Ионотан Айбшиц

 

К празднику Пурим

В этом году пост Эстер перенесен на 13 марта, так как он попадает на субботу, а в субботу поститься нельзя.

 

Пурим: 15.03, вечером — 16.03, днем

«…И эти дни Пурима не будут отменены среди иудеев, и память о них не исчезнет у потомков их во всех странах» («Свиток Эстер», 9:28)

 

И от Пурима сразу захмелею

«Обязан еврей так выпить в Пурим, чтобы не различать между проклятым Аманом и праведным Мордехаем» (Трактат «Мегила», 7а)

Как известно, в Пурим у нас есть обязанность набраться допьяна (левесумей), да так, чтобы «не различать между проклятым Аманом и праведным Мордехаем»! Но при этом почему-то не указано, что это должно быть непременно вино (яин). Более того, выражение «напиться в Пурим» (бе-пурья) можно перевести как «захмелеть от самого праздника Пурим» — от осознания великого чуда (нес), которое случилось с нами в Пурим. От такого на самом деле может пойти кругом голова. И тогда окажется, что нет особого различия между Аманом и Мордехаем, ведь только их совместные усилия привели к чуду спасения и возникновению этого праздника!

Сборник комментариев «Ор-га-Нер»

 

В этом году мы читаем четыре дополнительных отрывка: Паршат Шкалим, Паршат Захор, Паршат Пара и Паршат Аходеш.

 

Отрывок «Шкалим» («пол-шекеля»)

«И пусть дадут каждый выкуп за свою душу...» («Шмот», 30:12)

Выражение «и дадут» на иврите одинаково читается слева направо и наоборот. В этом содержится намек: все, что еврей дает ради цедоки (на еврейские благотворительные цели), всегда возвращается к нему сторицей.

 

Отрывок «Захор» («помни»)

«А ты изнурен и утомлен, и не боялся Б-га» («Дварим», 25:18)

Сказал Провидец из Люблина: даже если ты «изнурен и утомлен» от постов и молитв, это еще не значит, что ты уже стал богобоязненным человеком. Ведь сказано: «…и не боялся Б-га».

 

Отрывок «Пара-Адума» («рыжая телица»)

«Корова без порока, у которой нет изъяна, на которую не возлагалось ярмо» («Бемидбар», или «Числа», 19:2)

Если кто-то чувствует себя совершенным и беспорочным, это верный признак того, что он еще «не возлагал на себя ярмо» — ярмо Торы и заповедей. Тот, кто хорошо знает свои обязанности перед Творцом и всю меру своей ответственности перед Ним, не может не замечать и своих недостатков.

Рабби Яков-Ицхак из Люблина

 

Отрывок «Аходеш» («этот месяц»)

«Этот месяц будет для вас началом месяцев, первый он у вас из месяцев года» («Шмот», 12:2)

Согласно еврейской традиции, Нисан считается первым месяцем, и с него начинается отсчет всех месяцев года. Отмечать начало каждого месяца — Новомесячье, или Рош-Аходеш, является первой заповедью, данной всему еврейскому народу. Именно об этом говорит РАШИ, комментируя первую фразу Торы.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!