ВФО исполнил все симфонии Бетховена

 Яков Коваленский
 7 марта 2014
 2435

Приезд Венского филармонического оркестра с концертами в Москву — большое культурное событие. Еще несколько лет назад нельзя было вообразить, что один из величайших оркестров мира приедет в Россию, чтобы исполнить все симфонии Бетховена. Этот подарок московским слушателям сделал фонд «Музыкальный Олимп», который последние годы знакомит нас с лучшими зарубежными артистами и коллективами.

Руководитель фонда Ирина Никитина рассказала на пресс-конференции, что этот проект готовился два года. Фонд уже дважды привозил Венский филармонический оркестр в Москву — в 2003 и 2007 годах. Почему на этот раз был выбран Бетховен? «Сочинения Бетховена — основа нашего оркестра, это наша база», — пояснил президент оркестра Клеменс Хелсберг.

В Москве музыкантами дирижировал немецкий маэстро Кристиан Тилеман, востребованный во всем мире дирижер. В российской столице он выступал впервые.

Тилеман родился в 1959 году в Берлине. Он учился играть на фортепиано и альте в Высшей школе музыки в Берлине, а также брал частные уроки по дирижированию и композиции. В девятнадцать лет начал работать в берлинском театре «Немецкая опера» и вскоре стал ассистентом Караяна. Это была прекрасная школа мастерства для молодого дирижера.

Позже Тилеман работал в различных театрах Германии. Вышел он на подиум в 1991 году, продирижировав «Лоэнгрином». Затем работал в США в театре «Метрополитен». С 1997 года маэстро стал музыкальным директором «Немецкой оперы» Берлина, а в 2004–2009 годах параллельно руководил Мюнхенским филармоническим оркестром. Такой взлет карьеры не случаен: Тилеман — талантливый и амбициозный музыкант, у него обширный репертуар. Он часто выступает с различными оркестрами, в том числе начиная с 2000 года не раз дирижировал Венским филармоническим оркестром (ВФО). В настоящее время Тилеман руководит Дрезденской капеллой и Саксонской оперой.

Венский филармонический оркестр — один из старейших в Европе — был создан в 1842 году композитором и дирижером Отто Николаи. Оркестр прославился своим необыкновенным звучанием и художественным мастерством. Предыдущие приезды оркестра в Москву оставили яркий и незабываемый след в душах любителей музыки. На этот раз ВФО дал в Москве четыре концерта: на первом играли 4-ю и 5-ю симфонии Бетховена, на втором — 6-ю и 7-ю, затем были 1-я, 2-я и 3-я и закончили цикл симфониями 8-й и 9-й. Этот цикл всех симфоний Бетховена оркестр за последние годы сыграл 14 раз! В Москву коллектив приехал из Японии.

Большинство слушателей старались попасть на все концерты этого бетховенского цикла, которые в России почти не исполнялись. Последний раз такое событие состоялось более 20 лет назад, когда этот цикл исполнил молодой оркестр РНО под управлением М. Плетнева.

В этот раз цикл начался с исполнения симфоний, созданных уже зрелым композитором, во всеоружии его мастерства. Стиль Бетховена среднего периода его творчества — это необыкновенная интенсивность и огромный размах творчества: симфонии, увертюры, единственная опера «Леонора» (позже стала называться «Фиделио»), фортепианные сонаты, скрипичный концерт, квартеты и другие сочинения.

Симфонии 4-я (1806) и 5-я (1805–1808) писались в одно время, но по своему характеру эти произведения совершенно противоположны. Симфонии № 4 и № 8 (1812) — это ярко выраженные лирические исповеди композитора. Когда зазвучали первые аккорды и началась 4-я симфония, слушатели испытали шок, вызванный звуком оркестра. Это было что-то необыкновенное, сказочно прекрасное!

Я попал в плен маэстро Тилемана, плен, который длился все дни, пока оркестр играл музыку Бетховена. Идеальный звуковой баланс, нежное пиано и мощное форте, глубокая и разнообразная динамика звука — от ласкающего ухо пиано до плотного и ясного форте, но никогда не превращающаяся в громоподобные тутти.

У Тилемана ясный и твердый жест, он любит гибкие фразировки, и оркестр повинуется ему полностью. Он не пытается поразить какими-то необыкновенными интерпретациями, слишком яркими всплесками эмоций или безумным темпом. Это дирижеру неинтересно. Его задача — донести партитуры Бетховена до слушателей так, как их задумал и написал сам композитор. Звуковые послания дирижера всегда четкие, эмоционально насыщенные и интересные.

Из исполненных произведений особенно впечатляющими были 3-я (1801–1804), 5-я и 7-я (1811–1812) симфонии. Эта музыка чаще других звучит в России. Третью симфонию композитор посвятил Наполеону, который в Европе считался революционером и был символом борьбы с тиранией. Но когда он провозгласил себя императором, Бетховен снял свое посвящение и назвал симфонию Eroica, т.е. «Героическая». Эта музыка была абсолютно новаторской для своего времени. Композитор создал новый жанр — героико-драматический — и дальше продолжал усиливать его. Позже по его стопам пошли Берлиоз, Брамс, Р. Штраус, Малер. Бетховен впервые ввел в симфонию похоронный марш (2-я часть) и придал музыке более драматический, можно сказать, почти вселенский характер.

Венский оркестр играли мощно, лавина звуков заполнила зал и эмоции слушателей были накалены до предела. Качество звука оркестра было красивым, несмотря на большое форте. Но дирижер весь этот драматизм жестко контролировал и пропускал через свой разум и сердце. Такой трактовки мы еще не слышали.

Несколько слов об исполнении 6-й симфонии (1808) «Пасторальной». Она звучит как гимн природе, и всем частям композитор дал названия: «Пробуждение радостных чувств по прибытии в деревню», «Сцены у ручья», «Веселое сборище поселян» и «Гроза. Буря». Эта музыка была абсолютно новаторской, и именно она вдохновила композиторов-романтиков в дальнейшем на любование и восхищение природой и отображение ее в музыке. С каждым концертом оркестра Венской филармонии эмоции слушателей накалялись, порой даже возникали споры. Но несомненно одно: весь этот цикл симфоний — огромное событие в культурной жизни России.

Все ожидали финала — великую музыку всех времен, а именно 9-ю симфонию Бетховена, соч. 125, ре минор в 4-х частях (1822–1824). Это глубоко новаторское сочинение — впервые в симфонию был добавлен человеческий голос: четвертая часть симфонии написана на текст оды «К радости» Ф. Шиллера. Это последняя симфония композитора, итог его творчества. Сочинение стоит в одном ряду с величайшими произведениями человеческого духа — поэмами Гомера, «Божественной комедией» Данте, «Фаустом» Гете.

Интересно, что в мае 2003 года рукопись 9-й симфонии была продана на аукционе «Сотбис» за 3,5 миллиона долларов. Музыка этой симфонии (отрывок из 4-й части в обработке Караяна) является гимном Евросоюза. Исполнение этого исполина ВФО было по-настоящему глубоким, без излишней помпезности и мании величия. Звук оркестра и темпы были гармоничны, все темы и нюансы звучали соразмерно. Хороша была 3-я часть — адажио, которое оркестр сыграл дивным звуком, и мелодии текли, образуя какой-то космический свод, как будто послание небес.

Тилеман провел эту симфонию на одном дыхании, хотя она длится около 75 минут. Слушателям передалось ощущение важности момента. В последней части симфонии участвовали российский хор Академии хорового искусства им. В. Попова (руководитель Алексей Петров) — он был выбран из многих хоровых коллективов самим Тилеманом, солисты — сопрано из Кореи Сун Янг Сео и российское меццо-сопрано, солистка Большого театра Светлана Шилова. Партию тенора исполнял австралийский певец, солист театров Лондона (Ковент-Гарден) и Цюриха Стив Дэвисим и голландский бас-баритон Роберт Холл. Хор был хорош, пел ясным и отчетливым звуком, но немецкий язык нуждается в доработке артикуляции и произношения.

А солисты практически все были на высоком уровне. Холл пел громко, артикулировал отлично, у тенора яркий и красивый голос с хорошим посылом в зал, и обе солистки были хороши, особенно россиянка С. Шилова. Ансамбли певцов — дуэты и квартеты — были исполнены отлично, все звучало с полной отдачей.

Хоровой финал симфонии — одна из вершин творчества Бетховена. Дирижер превратил 9-ю симфонию в подлинный праздник музыки. Ода Шиллера звучала как призыв к свободе народов, а именно этого и хотел композитор. «Обнимитесь, миллионы», — поют в общем порыве певцы и хор, и это пророчество великого композитора особенно актуально звучит сейчас во всем мире. ВФО играл возвышенно, призывно и очень страстно. Тилеман и оркестр превзошли сами себя. Браво, венцы! Браво, Телеман! Мы словно окунулись в мир музыкальной Вены. Благодарим «Музыкальный Олимп» за чудесный подарок московским любителям музыки.

Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия

Фотограф Юлия Пчелинцева

Фонд «Музыкальный Олимп»



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!