ЭЛУЛ — МЕСЯЦ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3286
День рождения двух великих праведников и светил еврейской религиозной мысли: рабби Исроэля Баал Шем Това (БЕШТ) (1698-1760), основателя хасидского движения, и рабби Шнеура Залмана из Ляд (Алтер Ребе) (1745-1812), основателя движения Хабад-Любавич
18 Элула, или «Хай-Элул» (18 Элула — 4.09, Шаббат) День рождения двух великих праведников и светил еврейской религиозной мысли: рабби Исроэля Баал Шем Това (БЕШТ) (1698-1760), основателя хасидского движения, и рабби Шнеура Залмана из Ляд (Алтер Ребе) (1745-1812), основателя движения Хабад-Любавич. Чтобы лошадь знала... В 18 лет будущий основатель любавичского хасидизма сделал свой выбор между «талмудической» столицей — городом Вильно, где в то время находился крупнейший авторитет того времени Виленский Гаон, и Межеричами — центром хасидизма, где в то время учил Межеричский Магид, ученик и преемник Баал Шем Това. Этот выбор определил всю дальнейшую его судьбу. Межеричский Магид определил его заниматься со своим сыном рабби Авраамом, который уже тогда носил прозвище «Малах» («Ангел»). Алтер Ребе был более искушен в знании «открытой части» — Талмуда, а «Малах» — в хасидском учении. Вначале Алтер Ребе пробыл у Магида сравнительно недолго, и за это время хасидский путь его недостаточно увлек. Наконец он собрался возвращаться домой, а его приятель рабби Авраам взялся его проводить. Когда они сели в повозку, Малах скомандовал кучеру: «Ну-ка, хлестни как следует лошадей, чтобы они не забывали, что они всего лишь лошади!» Известно, что даже будничные слова мудрецов полны внутреннего смысла и заслуживают изучения. Говорят, эта простая фраза, казалось бы, случайно оброненная рабби Авраамом, заставила молодого Алтер Ребе по-иному взглянуть на то, что он увидел и услышал в Межеричах. Так или иначе, но он решил отложить поездку, вернулся назад к своему Учителю и на этот раз стал его верным хасидом. Иногда стоит как следует хлестнуть ту скотину, которая внутри нас, чтобы она не забывала о своем главном предназначении: тащить тяжелый, но все-таки вполне посильный груз заповедей и еврейства вперед, к Мошиаху. Период покаянных молитв — «Слихот» (12.09 — 15.09) Вздох, который дорогого стоит Рабби Менахем-Мендл из Коцка любил повторять: когда-нибудь наступят такие тяжелые времена, что один человек не сможет помочь другому не то что деньгами или советом, но даже сочувственным вздохом. Потому что для него самого этот вздох будет нелишним. Рош га-Шана. Еврейский Новый год, День трубных звуков (1, 2 Тишрей — 16.09-17.09, четверг, пятница) «Ибо Ты помнишь забытое...» (Из праздничных молитв) Как следует понимать этот отрывок из текста молитв на Рош га-Шана? Ведь то, о чем кто-то помнит, уже не нельзя назвать «забытым». Один из учителей хасидизма так объяснял это место. Всевышний помнит именно то, о чем сам человек склонен забывать. Если еврей «забывает» о своих грехах и не обращает на них внимания, то Всевышний намеренно «вспоминает» о них и не иначе, как в День суда — Рош га-Шана. Зато если еврей помнит о своих ошибках и прегрешениях и искренне стремится их исправить, Всевышний может о них и «забыть». То же и в отношении заповедей. Если мы постоянно напоминаем Творцу о своих добрых делах и поступках, то Он может о них и не «вспомнить». Но если мы служим Ему скромно, не подчеркивая своих заслуг, то Всевышний сам вспоминает о них во время вынесения приговора. «Перенесенный» пост Гедальи (4 Тишрей — 19.09, воскресенье) Поскольку в этом году пост Гедальи приходится на Шаббат (3 Тишрей), то он автоматически переносится на следующий день. Как говорил в таких случаях 5-й Любавичский Ребе (РАШАБ), «коль скоро он перенесен на другой день, так пусть он совсем исчезнет из нашего календаря». Йом га-Кипурим, День искупления (10 Тишрей — 25.09, Шаббат) У кого чего болит... Один хасид долгое время вынужден был скрываться от российских властей, поэтому он постоянно скитался, переезжая с места на место. Много разных общин повидал он за это время, успел помолиться в самых разных синагогах, и вот какую любопытную деталь он подметил. В одних синагогах во время молитвы на Йом Кипур молящиеся с особым чувством произносили слова: «Но раскаяние, молитва и добрые дела отменяют злой приговор!» А вот в хасидских общинах верующие возвышали голос во время чтения отрывка: «А Ты — Царь живой и пребывающий вечно!» «К чему бы это?» — размышлял наш хасид, но так и не находил ответа. Начало Суккот (15, 16 Тишрей — 29.09, 30.09)


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!