Записки меломана

 Яков Коваленский
 6 мая 2014
 3214
Давнишняя мечта — услышать лучший оркестр Европы и мира, голландское сокровище — королевский оркестр Концертгебау в Москве — сбылась. Благодаря Московской филармонии оркестр Концертгебау приехал в столицу, где дал два концерта. Эти гастроли стали завершением перекрестного года Голландии в России. Оркестр был создан в 1888 году — в 2013 году он отметил свое 125-летие. В 1988 году, в столетний юбилей, коллектив был назван королевским. За всю историю оркестра его возглавляли шесть дирижеров: Виллем Кес (1888–1895), величайший дирижер мира Виллем Менгельберг (1895–1945), Э. ван Бейнум ­(1945–1959), Б. Хайтинк ­(1963–1988) и Р. Шайи ­(1988–2004). Все эти выдающиеся музыканты внесли свой вклад в звучание оркестра и в его репертуар. С 2004 года шестым главным дирижером оркестра является Марис Янсонс.

Он родился в Риге в 1943 году в музыкальной семье. Его отец Арвид Янсонс, известный латышский дирижер, народный артист СССР, многие годы работал в Ленинграде. О детстве и учебе молодого М. Янсонса «Алеф» писал в № 1039. Его мать Ираида Германовна Янсонс была примадонной Рижской оперы. Сына она родила во время фашистской оккупации Латвии. Из-за своей национальной принадлежности ей пришлось скрываться несколько лет в убежище. Все родственники Янсонса по материнской линии погибли во время Холокоста. Ираида Янсонс скончалась в 2003 году и похоронена вместе с мужем на Волковом кладбище в Петербурге.

После победы на конкурсе Г. Караяна Марису Янсонсу предложили стать ассистентом великого дирижера, но тогдашние советские власти ему этого не разрешили. С 1973 года Янсонс был ассистентом Мравинского, а в 1979–2000 годах возглавлял филармонический оркестр Осло и вывел его на мировой уровень. Дирижер выступал с лучшими оркестрами мира, а в 1997–2004 годах был художественным руководителем Питтсбургского оркестра (США).

Трактовки Мариса Янсонса и его мастерство считаются высококлассными. У него много международных наград, в 2011 году он был назван Дирижером года за исполнение оперы Чайковского «Евгений Онегин», а в 2006 году получил премию «Грэмми» за запись симфоний Шостаковича.

В нынешний приезд в Москву на первом концерте в Большом зале Консерватории оркестр сыграл вместе с пианистом Ефимом Бронфманом Третий фортепианный концерт Бетховена и симфоническую поэму Р. Штрауса «Жизнь героя». Концерт Бетховен создал в 1800 году и впервые исполнил его в 1803 году в качестве солиста и дирижера.

При исполнении концерта Бетховена всегда превалирует драматизм фортепианной партии. Но Бронфман подчеркивал лирическую сторону музыки (особенно в первой части), что было ново и интересно. Во второй и третьей частях это было не соревнование, а скорее сопереживание и любование красотами бетховенской мощи. Звук рояля был невероятно насыщенным и гармоничным. Публика восторженно встретила игру пианиста. На бис он сыграл этюд Паганини – Листа.

Затем оркестр исполнил одно из выдающихся сочинений немецкого композитора Рихарда Штрауса ­(1864–1949) — симфоническую поэму «Жизнь героя», написанную в 1898 году и посвященную дирижеру Виллему Менгельбергу и оркестру Концертгебау. Это произведение всегда считалось визитной карточкой оркестра. Она имеет шесть разделов: «Герой», «Враги героя», «Подруга героя», «Битва героя», «Мирные труды героя», «Отречение» (или «Избавление от мирских тягот»).

Воплотить себя и свой жизненный путь в своем же сочинении — довольно дерзкая идея. Героем поэмы, несомненно, является Рихард Штраус, хотя он и отрицал это. В музыку поэмы включены различные цитаты из его собственных сочинений. Под спутницей героя подразумевалась Паулина де Ана, ставшая в 1884 году женой композитора.

В письмах Р. Штраус дал полную программу сочинения, и это не оставляет сомнений, что поэма «Жизнь героя» носит автобиографический характер. Это сочинение в России исполняется редко из-за необычайной трудности. Услышать поэму в исполнении оркестра Концертгебау было мечтой всех меломанов. Жизнь героя протекала в борьбе, в труде, а его любовные отношения и сражения с недругами воплощены через музыкальные темы. Оркестр играл изумительно. Почти все темы, связанные с личностью героя, исполнил Веско Эшкенази (солирующая скрипка).

Приведу мнение об этом сочинении С. Рихтера: «Смелейшее сочинение молодого Штрауса выявилось как мощный слиток энергии, вдохновения и мастерства. И какая у него фантазия… например, соло скрипки, портрет супруги, банда критиков, решающее сражение, наконец, достигнутая цель с цитатами собственных сочинений».

Также велика роль в партитуре поэмы солирующей валторны. Вообще валторна — один из любимейших инструментов композитора, отец Р. Штрауса был валторнистом, для него сын написал несколько сочинений. В поэме «Жизнь героя» участвуют шесть валторнистов, а концертмейстер этой группы — Лауренс Ваудерберг. В партитуре есть несколько пронзительных сольных вставок для валторны. Инструмент звучит грозно, трагично и призывно, особенно в эпизоде «Отречение». В зале стояла напряженная тишина, которая после окончания поэмы взорвалась невероятными аплодисментами. Равнодушных и спокойных после концерта среди публики не было.

На втором концерте, который прошел в Зале имени Чайковского, оркестр Концертгебау играл Вторую симфонию Малера. В исполнении симфонии также участвовали академический хор «Латвия» (руководитель хора Марис Сирмайс) и солистки: российская певица Вероника Джиоева (сопрано) и шведское контральто Анна Ларссон. «Алеф» писал и о самой симфонии, и о великом создателе этой музыки — Густаве Малере, который любил оркестр Концертгебау и не раз выступал с ним. Малер очень высоко ценил руководителя оркестра дирижера Виллема Менгельберга, который был большим поклонником творчества Малера. Малер посвятил ему свою Пятую симфонию. В новом комплекте DVD со всеми симфониями Малера исполнитель — оркестр Концертгебау.

Дирижер Янсонс и оркестр трактовали эту симфонию как грандиозную фреску о жизни и смерти героя (перекличка с поэмой Р. Штрауса несомненна). Малер ставит один из важнейших вопросов: почему человек живет и страдает? Ответ Малера — в поэтическом тексте: «Умру, чтобы жить». Но только две первые строфы принадлежат немецкому поэту Клопштоку, а остальные написаны самим Малером. Можно в связи с этим вспомнить слова Б. Пастернака: «Смерть можно будет побороть/ Усильем воскресенья».

Красота тона оркестра, его звуковой баланс, идеальный со всех точек зрения, изумительное легато — все это основные качества игры Концертгебау. Все группы инструментов были хороши, духовые деревянные и медные инструменты звучали фантастически. Да, несомненно, оркестр Концертгебау — лучший в мире, и гастроли это продемонстрировали. Вокальная сторона симфонии была сделана профессионально — прекрасный латвийский хор и певицы-солистки. Джиоева была хороша, хотя у нее небольшая партия.

Главная нагрузка в партитуре ложится на меццо-сопрано Ларссон, но, к сожалению, ее голос не очень подходит для пения в симфонии Малера. В записи на DVD Второй симфонии Малера с оркестром Концертгебау дирижер Янсонс выбрал Б. Финк. Несомненно, приезд оркестра в Россию с таким мастером, как Марис Янсонс, — это событие большого культурного значения и радость для любителей музыки. Вот путь великого музыканта — от рождения в убежище при фашистской оккупации до истинных музыкальных высот мирового класса.

Неожиданное дополнение. Два месяца спустя в Москву приехали солисты оркестра Алексей Огринчук (российский музыкант, гобой, с 2005 г. — солист оркестра), Оливье Патей (кларнет), Густаво Нуньес (фагот) и Лауренс Вауденберг (валторнист). Совместно с российским пианистом А. Володиным они дали камерный концерт и сыграли трио Гайдна и два квинтета для фортепиано и духовых инструментов Бетховена и Моцарта. Все солисты музицировали изу­мительно. Это было ярко и оказалось интересным заключительным аккордом гастролей оркестра Концертгебау.

Яков КОВАЛЕНСКИЙ, Россия

Фото: Мария ХОЛКИНА



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции