Верная дочь еврейского народа

 Семен Киперман
 2 июня 2014
 3753
Начавшееся 19 апреля 1943 года, в канун Песаха, восстание Варшавского гетто продолжалось несколько недель. Одним из трех командиров, руководивших восстанием, наряду с Мордехаем Анилевичем и Ицхаком Цукерманом была Цивья Любеткин. Цивья (Цвия) Любеткин родилась 9 ноября 1914 года в бедной многодетной семье в деревне Бытень (Польша, ныне Беларусь). Училась в школе Тель-Хай в Пинске, была членом исполнительного комитета сионистского молодежного движения «Фрайхайт» («Свобода»).  

После оккупации Советским Союзом Восточной Польши (1939) вела подпольную сионистскую работу в Ковеле, Львове, Луцке, где сумела с товарищами из движения «Дрор» («Свобода» — иврит) организовать выпуск газеты. Цивья принимала участие в налаживании нелегальной переправки евреев в Эрец Исраэль. В январе 1940 года ее вызвали в Варшаву для работы в молодежной организации «Ха-халуц Ха-цаир», где она принимала участие в деятельности еврейского подполья на оккупированной нацистами территории. В апреле 1940 года к ней присоединились Ицхак Цукерман и Тувья Божиковский, после чего деятельность движения «Дрор» в Варшаве активизировалась.

Ицхак Цукерман стал впоследствии инициатором создания боевой организации гетто, а Цивья Любеткин — подруга Цукермана — и Тувья Божиковский заняли ключевые посты в этой организации.

16 ноября 1941 года гетто было огорожено стеной. Немцы насильно переселили туда сотни тысяч евреев из местечек и ближайших городов. В гетто свирепствовал страшный голод, сопровождавшийся постоянным страхом перед немцами и украинскими полицаями, которые могли в любую минуту ­войти в гетто и безнаказанно надругаться над любым евреем. 

В сложившейся ситуации Цивья Любеткин и члены движения «Дрор» решили «взять на себя руководство общественной жизнью польского еврейства, оказавшегося в страшной беде». В этих трудных, казалось, невыносимых условиях существования гетто, когда немцы пытались уничтожить евреев духовно и нравственно, убить в народе чувство человеческого достоинства, а затем завершить физическое истребление нации, Цивья Любеткин делает все возможное, чтобы противостоять чудовищным замыслам фашистов. В этой борьба были использованы разные формы.

Прежде всего, со дня вторжения немцев в Польшу и на протяжении шести лет Любеткин и члены «Дрор» не переставали искать разные пути для переправки людей в Эрец Исраэль. Требовалось большое мужество и находчивость, чтобы выйти за пределы гетто, достичь границы и пересечь ее. Много групп было схвачено в пути или возле границы, но некоторые благополучно достигали цели. Каждая удача приносила удовлетворение, так как свидетельствовала, что проводимая работа не напрасна.

Второй важной областью деятельности была хахшара — подготовка молодежи для работы в сельском хозяйстве. Организаторские способности Любеткин были направлены на то, чтобы члены «Дрор» использовали любую возможность для создания кибуцев в городе и селе. Членам «Дрор» приходилось работать в условиях двойного подполья, опасаясь не только немцев, но и какого-нибудь подвоха со стороны юденрата.

И, в-третьих, особое значение придавалось преодолению деморализации молодежи, культурно-воспитательной работе, для чего по инициативе Любеткин был проведен первый еврейский семинар, на который тайком прибыло со всех концов страны около пятидесяти человек. Пришлось преодолевать страх. Евреи гетто боялись наказания, которое могло последовать за участие в этих семинарах. Но постепенно отношение стало меняться, и работа завершилась благополучно.

В подполье было проведено три семинара. Помимо работников группы «Дрор», усилиями Цивьи Любеткин к участию в семинарах были привлечены видные представители интеллигенции: поэт Ицхак Кацнельсон, магистр Менахем Линдер, Януш Корчак, инженеры и адвокаты. 

С середины 1940 года был налажен выпуск газеты «Дрор» и «Дрор Вольношц» на идише и польском языке. Кроме газет, на гектографе была напечатана литературно-историческая антология «Страдания и героизм в еврейской истории в свете современности». «Мы хотели, — писала Цивья Любеткин, — в этот час ужаса и отчаяния рассказать молодежи о героизме еврейского народа, о его умении сражаться и побеждать».

В 1942 году Цивья приняла активное участие в создании сионистского левого Антифашистского блока еврейской боевой организации. Во время боевых действий она старалась добраться до каждого отряда, чтобы выяснить, что там происходит, поддержать сражавшихся. Это позволило ей подробно описать события тех незабываемых дней, боевой дух сражавшихся. Трудно представить чувства, испытываемые ею и товарищами, когда при посещении одного отряда удалось услышать подпольную радиостанцию, которая сообщала, что «в Варшавском гетто вспыхнуло восстание, и евреи сражаются с беспримерным героизмом».

Подпольная пресса писала о героизме евреев, называя оборону гетто «малым Сталинградом». После кровопролитных боев 8 мая эсэсовцы захватили штаб-квартиру еврейской боевой организации. После подавления восстания Цивья Любеткин с группой из 34 бойцов вышла через канализационные ходы за пределы гетто и затем сражалась в рядах партизан. В августе 1944 года Цивья Любеткин в составе еврейской группы сопротивления, входившей в Армию крайову, участвовала в Варшавском восстании польского населения против немецких войск.

В марте 1945-го Любеткин и Ковнер отправились в Румынию, откуда через некоторое время установили связь с подпольным Центром по делам диаспоры, состоявшим из солдат Еврейской бригады и евреев — бывших партизан. Это значительно ускорило исход евреев, выживших в Катастрофе, из Европы в подмандатную Палестину.

В 1945 году она приехала в Эрец Исраэль, где в 1949 году вместе с мужем Ицхаком Цукерманом и своими товарищами основала кибуц «Лохамей-ха-геттаот» («Борцы гетто»), а в ­1950-м — Дом-мемориал борцов гетто. В этом кибуце семья прожила всю оставшуюся жизнь.

Цивья Любеткин выступала с рассказами о Катастрофе и героической борьбе европейского еврейства. Тексты выступлений частично публиковались в газете «Давар» и позже вошли в книгу воспоминаний «В дни гибели и восстания».

В декабре 1946 года в Базеле состоялся 22-й Сионистский конгресс. Это был первый сионистский конгресс после Второй мировой войны. Цивья Любеткин была делегатом этого конгресса. Она удостоилась на нем почетного права сидеть в кресле, которое Теодор Герцль занимал на 1-м Сионистском конгрессе.

В 1961 году Цивье Любеткин предложили выступить свидетелем на процессе Эйхмана. Ее показания стали ярким личным свидетельством борьбы и героизма европейского еврейства в годы Второй мировой войны. В 1966–1968 годах она была представителем исполкома Объединения кибуцного движения, участвовала в создании Музея исследования Катастрофы.

В минувшем году мир отмечал 70-летие восстания Варшавского гетто. Президент Израиля Шимон Перес в беседе с выжившими участниками восстания сказал: «…Я преклоняюсь перед вашим мужеством. Непостижимо, как можно было быть настолько мужественными и сильными в тех условиях. Я не перестаю удивляться вашему мужеству и восхищаться им». Эти слова в полной мере относятся к Цивье Любеткин. Ее личная храбрость и стойкая верность духу еврейского народа навсегда останутся в памяти евреев.

Умерла Цивья Любеткин в 1978 году. Ее имя носит улица в Тель-Авиве.

Семен КИПЕРМАН, Израиль

Фотографии: Илья Гершберг



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции