Суть Торы

 Михаил ГОРЕЛИК, Россия
 26 июля 2014
 3571
Насмешник хотел услышать кавээнную формулу — Гиллель дал ему асимметричный ответ: предложил дверь в большой мир. Насмешник забыл про КВН и вошел в эту дверь.

Кто читает Талмуд? Образованные (в еврейском смысле) ортодоксы, для которых чтение Талмуда и размышление над ним — ежедневное занятие. Академические специалисты — да, тоже читают и размышляют, но сколько их, академических специалистов?

Люди, не относящиеся к этим двум группам, знают о Талмуде, что это толстенная книга, и в лучшем случае слышали краем уха пару историй да два-три имени, и только. Это в лучшем случае. Но вот текст, который я сейчас собираюсь процитировать, должно быть, известен всем. Популярный и хрестоматийный. Никак не сравнить с историями, рассказанными мной раньше. Вы его наверняка знаете, но тут важны тонкости и детали. Давайте сейчас этот текст прочтем и обсудим.

 

Итак:

Рассказ об иноверце, который пришел к Шаммаю.

Сказал ему:

– Обрати меня с условием, что обучишь всей Торе, пока я стою на одной ноге.

Прогнал его Шаммай попавшимся под руку строительным метром. Пошел иноверец к Гиллелю, и тот обратил его, сказав:

– Что тебе ненавистно, того и ближнему не причиняй; в этом вся Тора, а остальное — пояснения. Иди и учись.

 

В трактате Шаббат приводятся три следующих друг за другом рассказа об иноверце, желающем принять иудаизм. Иноверец приходит к Шаммаю — тот пускает в ход палку; иноверец приходит к Гиллелю — тот его обращает. В разных рассказах иноверец задает разные вопросы — в остальном всё одинаково. Первую историю из этого сериала мы прочли в прошлый раз, а эта — про суть Торы — вторая.

Вообще говоря, вопрос иноверца, в чем суть Торы, занимал и еврейские умы. Учителя сводили ее к нескольким принципам, а иные, как Гиллель в этом рассказе, — к одному. Была в то время такая интеллектуальная мода.

То есть вопрос иноверца о сути Торы сам по себе был нормальным. Впрочем, если вспомнить Льва Николаевича Толстого, то, отвечая на вопрос, в чем суть «Войны и мира», он рекомендовал перечитать роман. А ведь при всем уважении к Толстому «Война и мир» — не Тора.

Тем не менее гнев Шаммая вызвал не вопрос, а поставленное условие: «пока я стою на одной ноге». Это было в те времена ходячее выражение, означающее сделать что-нибудь тяп-ляп — по-быстрому. То есть вопрос определенно был насмешливо-провоцирующим. Демонстративно неуважительным по отношению не только к одному из самых уважаемых людей своего времени, но, что более важно, неуважительным к Торе. Фактически он ставил под вопрос ценности, которым Шаммай посвятил свою жизнь.

Шаммай отреагировал адекватно: на грубость нарываешься? ну так не обессудь — уважай Тору! уважай Тору! уважай Тору!

Гиллель тоже, конечно, заметил провокацию. Не мог не заметить. Есть несколько рассказов, где, как и в этом случае, его вошедшее в предание долготерпение проверяют насмешники, и он посрамляет всех, сохраняя уважительную доброжелательность в ситуациях, где ее сохранить невозможно, где самый терпеливый человек поступил бы точно так же, как Шаммай.

«Суть Торы», которую изложил Гиллель насмешнику-иноверцу, помимо своего общего смысла, имела еще и отчетливый частный смысл: ты же не хочешь, чтобы над тобой и тем, что тебе дорого, насмехались — ну так и сам себе этого больше не позволяй.

Принцип, сформулированный Гиллелем, порождает массу вопросов. Каким образом он вмещает в себя всю Тору? Где не вари козленка в молоке матери его? Где создание мира? Где Я, Господь, твой Б-г, выведший тебя из Египта? И многое-многое другое, казалось бы, не сводимое к этой ставшей классической формуле. Как все это из нее вывести? Каким способом?

Ну, так ведь Гиллель говорит: иди и учи комментарии, посвяти этому не минуту, которую ты стоишь на одной ноге, а всю жизнь. Насмешник хотел услышать кавээнную формулу — Гиллель дал ему асимметричный ответ: предложил дверь в большой мир. Насмешник забыл про КВН* и вошел в эту дверь.

Михаил ГОРЕЛИК, Россия

__

*КВН («Клуб веселых и находчивых») — популярные телевизионные юмористические игры, в которых команды соревнуются в юмористических ответах на заданные вопросы (из «Википедии»).



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции