Загадка Культур-Лиги

 Татьяна Басова
 2 октября 2014
 4389
Трудно поверить, что такое было, да еще в самое смутное время ХХ века! Неужели было то, о чем в 1918 году писала «Правда Украины»: «В Киеве открылся музей Культур-Лиги, где выставлены работы Брейгеля, Пикассо, Миро, Шагала, Лентулова»?!   Но — было. Идет Гражданская ­война. Украина пылает от края до края, в Киеве чуть не ежедневно меняется власть, на улицах перестрелки, голод, эпидемии. И в это же время здесь бурно развивается еврейская культурная жизнь. Открывается Еврейский народный университет — первое высшее еврейское учебное заведение на территории прежней Российской империи, на грубой оберточной бумаге печатают журналы на идише, открываются выставки и музеи, действует еврейская музыкальная школа, основано издательство, выпускающее широкий ассортимент книг на идише.

И все это по инициативе Культур-Лиги. У ее создателей грандиозные планы и невероятная энергия. Они хотят ­объединить говорящую на идише диаспору во всем мире — от Москвы до Нью-Йорка и от Лондона до Йоханнесбурга, установить особую, духовную территорию народа без государства, рассеянного по разным странам.

Так что же такое эта Культур-Лига? Наверное, самая загадочная организация прошлого века. Она объединяла деятелей еврейской культуры и возникла в 1918 году в Киеве. В это же самое время отделения Культур-Лиги были созданы почти в ста городах и местечках Украины, а в конце 1918 – начале 1919-го по образцу украинской Культур-Лиги появились одноименные организации и за пределами Украины: в Петрограде, Крыму, Минске, Гродно, Вильне и Белостоке. В конце 1919 года эта организация была создана в Москве, Ростове-на-Дону, в Дальневосточной республике (в Чите и Иркутске), а также в Харбине. Как она могла появиться в пору бесконечных еврейских погромов и вообще в такое время, когда было не до еврейской культуры?

Культур-Лига была основана в Киеве в период Центральной рады, в самом начале 1918 года. Ее целью было содействие развитию всех сфер современной культуры на идише. Создание Культур-Лиги поддержали Еврейское министерство и коалиция еврейских социалистических антисионистских партий: Бунд и Фарейнигте, а также Поалей-Цион и Фолкспартей (Объединенная еврейская социалистическая рабочая партия).

Киев в то время считался одним из важнейших центров еврейской культуры. Небывалая концентрация еврейских творческих сил, интеллигенции и деятелей культуры в этом городе создала удивительную возможность для осуществления самых грандиозных планов культурного строительства. Правда, длилось все это недолго, но и этого короткого времени хватило для создания этой уникальной организации, которая на годы вперед определила направление развития еврейской культуры во всем мире.

В апреле 1918 года состоялось учредительное собрание Культур-Лиги, на котором были созданы руководящие органы — Центральный комитет и Исполнительное бюро. Главой Исполнительного бюро избрали первого министра по еврейским делам в правительстве Центральной рады Мойше Зильберфарба.

В эту организацию входили практически все заметные еврейские ученые, писатели, музыканты, политики. Литературную секцию образовали такие литераторы-модернисты, писавшие на идише, как Давид Гофштейн, Перец Маркиш, Лейб Квитко; театральную секцию возглавил талантливый режиссер и драматург Иегуда Лейб Баумволь; деятельностью школьной секции руководили известные педагоги Хаим Шлойме Каздан и Авром Голомб; в музыкальной секции работали музыковед, собиратель и исследователь еврейского фольклора Моисей Береговский и композитор Михаил Мильнер. ­Разумеется, я привожу лишь малое количество имен.

Кроме деятелей культуры, важную роль в Культур-Лиге играли политические деятели — члены различных еврейских партий, главным образом социалистических, а также некоторая часть либеральной интеллигенции. Участие политиков в Культур-Лиге было закономерно, ведь сфера культуры являлась частью программы практически всех еврейских партий. И получилось, что Культур-Лига стала не только культурной, но и общественно-политической организацией.

Самой интересной в Культур-Лиге была художественная секция. Марк Шагал, Эль Лисицкий, Александр Тышлер, Давид Штеренберг, Александра Экстер, Марк Эпштейн, Роберт Фальк, Александр Лабас, Натан Альтман и многие другие художники, входившие в это объединение в Киеве и позже, в Москве, известны во всем мире. Но художественное наследие, как и деятельность Культур-Лиги, практически не известно не только широкому кругу поклонников искусства, но даже специалистам.

При художественной секции Культур-Лиги устроили студию и музей, где художники изучали орнаменты священных еврейских книг и ритуальную утварь синагог. Однако художник Исахар-бер Рыбак считал, что лишь Марк Шагал понял, оценил и отчасти трансформировал в своем творчестве еврейские народные формы и что в колорите его работ преобладают цвета тканей, которые играли большую роль в еврейской традиции. Так или иначе, но художники серьезно изучали еврейские художественные традиции.

В одном из первых программных документов Культур-Лиги говорилось: «На трех столпах стоит Культур-Лига: на еврейском народном образовании, на еврейской литературе и на еврейском искусстве». Художественное отделение стало первой попыткой создать современное еврейское искусство без границ, что замечательно удалось, и теперь творчество еврейских художников Культур-Лиги известно всему миру как… русский авангард.

Но вернемся в 1918 год. После ликвидации Еврейского министерства при гетмане Скоропадском Культур-Лига стала наследницей финансовых активов министерства и созданных им культурных учреждений. Фактически она оказалась в роли органа еврейской автономии на Украине. И с 1918 по 1920 год являлась независимой организацией, практически монопольно осуществлявшей работу во всех сферах культуры на идише.

До августа 1920 года организация пользовалась поддержкой советской власти, которая опиралась на Культур-Лигу в культурной работе среди еврейского населения. Но советская власть, как известно, независимые и богатые организации не любила. И во второй половине 1920 года Центральный комитет Культур-Лиги был распущен, а вместо него создано Организационное бюро, почти целиком состоявшее из коммунистов.

Большинство образовательных учреждений, принадлежавших Культур-Лиге, национализировали и передали в ведение Наркомпроса. И к 1922 году отделения Культур-Лиги повсеместно превратились в придаток советских бюрократических органов, которыми руководили коммунисты.

Многие деятели Культур-Лиги, в основном художники, покинули Киев и переехали в Москву. Там им удалось практически полностью восстановить художественную секцию при московской Культур-Лиге.

Формально Культур-Лига существовала до 1924 года, являясь членом Евобщесткома — организации, созданной советским правительством для контроля над распределением денег благотворительного фонда «Джойнт». После закрытия Культур-Лиги многие художники покинули Россию и успешно работали в Европе и США.

Судьбы многих членов Культур-Лиги, оставшихся в СССР, сложились трагически. Много пережили Альтман, Тышлер, Фальк, Эпштейн, Лабас и другие, обвиненные советскими «искусствоведами в погонах» в формализме. Их критиковали, не давали выставляться, советские музеи выбрасывали из залов и не приобретали их работы, поскольку творчество мастеров русского авангарда «не соответствовало идеологической доктрине».

По делу Еврейского антифашистского комитета после пыток, истязаний и тайного суда расстреляли членов литературной секции Культур-Лиги Давида Гофштейна, Переца Маркиша и Лейба Квитко…

Но все это будет потом, а в 1920-е годы все они были молоды, полны сил и надежд. Отделения Культур-Лиги появлялись во многих странах мира. Сначала в Польше, Литве, Латвии, Румынии и других странах Восточной Европы. В 1922 году Давид Бергельсон организовал в Берлине Культур-Лигу, которая просуществовала около двух лет в качестве интеллектуального клуба еврейских деятелей культуры, говоривших на идише. В конце 1920-х годов Культур-Лигу в Париже основала группа еврейских троцкистов. В США — сначала в Нью-Йорке, а затем в Чикаго — Культур-Лигу создал эмигрировавший в 1922 году из Киева поэт Эзра Кормано. В 1935 году Культур-Лига была учреждена в Мексике и Аргентине.

Но нигде и никогда больше не работала Культур-Лига с таким энтузиазмом, как в страшные 1920-е годы в Киеве.

Татьяна БАСОВА, Россия



Комментарии:

  • 16 января 2015

    Гость

    Неужели было то, о чем в 1918 году писала «Правда Украины»: «В Киеве открылся музей Культур-Лиги, где выставлены работы Брейгеля, Пикассо, Миро, Шагала, Лентулова» - на самом деле, цитата из газеты "Пролетарская правда" 10 вересня (сентября) 1921! Хотя музей еще и ранее существовал.

  • 21 октября 2014

    Гость

    Стыдно! Это дословно списано из книг Г.Казовского

  • 21 октября 2014

    Гость

    следует вообще-то ставить кавычки, когда совершенно без изменений переписываются куски чужой книги. а ошибки в написании некоторых имен свидетельствуют, что автор с


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции