ТОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3745
Недельные главы
Главы: «Берейшит» и «Ноах» «И сказал Всевышний: «Да будет свет!» — и стал свет» («Берейшит», или «Бытие», 1:3) Да будет свет! Первая Суббота в новом году — «Шаббат-берейшит» (9:10) задает тон на весь год. Рабби Исроэль Баал Шем Тов говорил: как отметишь эту Субботу — так и проведешь весь оставшийся год. В эту Субботу читают самую первую главу Торы, в которой описывается сотворение нашего мира. При этом наши Мудрецы утверждают, что любое начинание уже содержит в себе окончание дела, а конец всегда повторяет начало. С чего же начался наш мир, куда он идет и чем все это закончится? Процесс творения начался с того, что Всевышний изрек («Берейшит», или «Бытие», 1:3): «Да будет свет» — и возник свет. Так было в самом начале творения. Но ведь сказано: «да будет»! Это означает, что в этих словах заключена также и конечная цель творения: чтобы в конце времен весь мир наполнился Б-жественным светом. И это не только первое из «Десяти речений», которыми был создан мир, но еще и прямое указание всем нам. Всевышний из света сотворил наш мир, мы же должны этот мир наполнить Б-жественным светом, выполняя заповеди Торы и творя добрые дела. Но важен не только свет. Вначале вся земля была покрыта водой. И лишь на третий день творения появилась суша. Потом эта история повторилась вновь в поколении Ноаха (Ноя), во время Великого потопа. Но, согласно указанному принципу, когда-нибудь мир вернется в свое исходное состояние, когда вода снова покроет собой все. Только это будет не обычная вода, а мудрость Торы, которая сравнивается с водой, дающей жизнь всему живому. Этими словами заканчивает Рамбам (Маймонид) свой законодательный труд «Мишне Тора» (14-я Книга, раздел «Законы царей», гл.11): «В то время (в эпоху Мошиаха) не будет другого более важного занятия у людей, чем познание Творца. И тогда народ Израиля будет выделяться своей исключительной мудростью, и познаниями в области сокрытого, постигая замысел Творца, насколько это доступно человеческому уму. Как сказано («Ишайя», 1:9): «И наполнится земля знанием Б-жественной мудрости, как вода переполняет море». Впрочем, некоторые стараются немного опередить события и готовятся к этому уже сейчас, изучая область сокровенного знания в Торе: хасидскую философию — учение Баал Шем Това и Алтер Ребе. Глава «Лех-Леха» В этой главе начинается история первого праведника, нашего праотца Авраама. Первого, но далеко не последнего в еврейской истории. Тому подтверждение — рассказы о хасидских праведниках XVIII века. Со стороны виднее Спросили однажды рабби Менахема-Мендла из Коцка: «Как тебе удается давать правильные советы в далеких от Торы и традиции вопросах, в которых ты совсем не разбираешься?» Менахем-Мендл ответил просто: «Когда смотришь со стороны, всегда больше замечаешь». Праведник и грешник Спросили как-то рабби Леви-Ицхака из Бердичева: «В чем принципиальное различие между праведником и грешником?» Бердичевский Ребе, не задумываясь, ответил: «Если праведник принижен в своих собственных глазах, то грешник — в глазах окружающих». Глава «Ваэра» Главным событием этой главы, безусловно, является история жертвоприношения нашего праотца Ицхака. Об его заслугах мы вспоминаем каждый день в наших молитвах. Жертвоприношение Ицхака Дословно выражение «Акедат Ицхак» переводится как «связывание Ицхака». Поскольку на самом деле «жертвоприношения» как такового не было. Авраам только связал его, возложил на жертвенник и занес руку с ножом. Но в результате в жертву вместо него принес барана, который очень кстати оказался рядом, запутавшись рогами в кустах. Однако традиционно в русскоязычной литературе укоренился именно этот перевод, и мы решили не нарушать эту традицию. «И взял двух отроков с собой» («Берейшит», 22:13) Выражение «шней нэарав» (два отрока) можно перевести как «годы своей юности». Как мальчишка, с юношеской прытью побежал Авраам (которому на тот момент исполнилось 137 лет) выполнять волю Творца. Как будто речь вовсе не шла о печальной обязанности принести в жертву своего любимого сына. Наши Мудрецы по этому поводу замечают, что именно эта готовность и рвение стали главной заслугой Авраама в глазах Всевышнего (Баал Шем Тов). Тора о динозаврах Как известно, в Торе есть абсолютно все. Правда, как правило, в скрытом виде, ведь на то она и Тора — Б-жественная мудрость, недоступная простому пониманию. Например, динозавры. Почему-то многим не дают спокойно спать именно динозавры. Не в том смысле, что наведываются по ночам. Просто люди хотят знать, где конкретно в Торе сказано о динозаврах. А если не сказано, то почему? И как быть с тем научным фактом, что эти зверюги жили сотни миллионов лет тому назад, хотя библейская хронология насчитывает, как известно, не более шести тысяч лет. Иногда мне кажется, что тут все дело в масштабах. Тора такая маленькая, а динозавр такой огромный... И где только он там помещается? Ведь тот же самый вопрос можно задать и относительно каких-нибудь сине-зеленых водорослей или, скажем, трилобитов, которые существовали, кстати сказать, задолго до динозавров. И, между прочим, в отличие от последних, живут себе благополучно до сих пор, спрятавшись от всех земных передряг и дарвиновской теории эволюции под камнями и бревнами. Но приходится признать, что эти гигантские мокрицы вовсе не так сильно поражают наше воображение, как гигантские ящерицы. Поэтому, видимо, и выжили, скромно и незаметно, без ненужных вопросов и назойливого внимания публики. Но все же, как быть с динозаврами? Идя навстречу пожеланиям, мы решили разыскать в Торе динозавров. Ведь в Торе, как уже было сказано, есть все, хотя зачастую в виде намека или аллегории. Совет Змея Наиболее вероятный «кандидат» на роль динозавра в Торе — это, несомненно, древний Змий. Вот что о нем, среди прочего, там сказано («Берейшит», 3:1): «А Змей же был самым хитрым (под другой версии: «голым») изо всех диких животных...», а также (там же, 3:14-15): «И сказал Всевышний: ...проклят ты более всякой скотины, и более всякого дикого животного, на брюхе своем будешь передвигаться, и прах будешь есть все дни твоей жизни». Если ты такой умный, почему ты такой голый? Но правильный смысл текста Торы, как мы знаем, невозможно понять без комментариев наших мудрецов и учителей. Вот некоторые из них. «Голый» (арум). Про Змея сказано, что он был «самым хитрым», но вместе с тем и «самым голым», поскольку слово «арум» на языке Писания имеет два значения. Как мы знаем, согласно научной гипотезе, гибель ящеров совпала с глобальным похолоданием, поскольку они, не имея волосяного покрова, не смогли выдержать нашествие ледников. Их сменили более совершенные, теплокровные млекопитающие, которые большей частью были покрыты шерстью и защищены от холода. Именно они «наполнили землю и захватили ее», как это описывается на пятый день Творения. Собственно говоря, человек в известном смысле тоже является теплокровным млекопитающим. «Умный или хитрый» (арум). Конечно, по современным меркам, динозавры были примитивные и тупые существа. Несмотря на внушительные размеры тела, их мозг был крохотным. Но это если сравнивать их с современными животными. Долгое время динозавры были самыми развитыми и совершенными животными на земле, ее властелинами. «Проклят более всех». Гигантские ящеры «царствовали» на земле многие миллионы лет, но потом практически все вымерли, причем за относительно короткий исторический промежуток времени. Сегодня их далекие потомки (змеи и ящерицы) занимают весьма скромное место в земной фауне. Многие ученые называют те глобальные климатические изменения, которые привели к столь стремительному вымиранию ранее господствующего на земле вида, геологической катастрофой. Но не исключено, что их подвела излишняя гордыня и самонадеянность. Ведь за всю историю существования жизни на земле не было более крупных живых существ, чем некоторые виды динозавров. Оказывается, размер не всегда имеет значение, в отличие от доброго совета не высовываться, который, как выясняется, был актуален и в доисторическую эпоху. И наконец, самый неожиданный аргумент. «На брюхе своем будешь передвигаться». Эти слова РАШИ комментирует следующим образом: были у него вначале ноги, а потом он их лишился. Причем сказано «ноги», то есть две ноги, поскольку многие виды динозавров, в отличие от большинства современных животных, передвигались на двух лапах.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции