Исполним и услышим

 Михаил Горелик
 30 января 2015
 2245
Я уже говорил как-то о символической интерпретации Песни песней как образа мистической любви Б-га и Израиля. Обычно возлюбленный понимается как Б-г, возлюбленная — как община Израиля. Но бывает и так, что юноша из Песни песней рассматривается как образ Израиля. Вот пример из трактата «Шаббат»: Сказал р. Хама б. р. Ханина:  – В чем смысл слов: «Как яблоня среди лесных деревьев, возлюбленный мой среди юношей…» (Песн. 2:3)? Уподоблен ­Израиль яблоне, чтобы знал ты… Для тех, кто не в курсе: «б.р. Ханина» означает «бен (то бишь сын) рабби Ханины». 

Попутно два необязательных замечания. Одно — филологическое: «Яблоня» на иврите мужского рода. Другое — историко-экологическое. Нынешние леса в Израиле — новые. К моменту запуска сионистского проекта леса в Стране Израиля практически не существовали. Но мы знаем, в том числе из Танаха и Талмуда, что некогда страна была лесной. Однако в те давние времена леса были другими: ныне они преимущественно хвойные, а тогда были ­лиственными. Одно из свидетельств как раз р. Хама б.р. Ханины. Ему и в голову не могло прийти, что его сравнение поможет нам уточнить картину израильского ландшафта, изменившегося с тех пор до неузнаваемости.

Теперь вернемся к прерванной цитате:

…чтобы знал ты: как яблоня зацветает раньше появления на ней листьев, так и сыны Израиля сначала сказали «исполним», а затем — «услышим».

Речь идет об эпизоде, связанном с Дарованием Торы. О данных свыше заповедях народ сказал: «Наасе ве-нишма» (Шмот 34:7), что как раз и означает «исполним и услышим», или «сделаем и послушаем», или «выполним и выслушаем». Смысл этого обещания парадоксален: вместо того чтобы сначала услышать, а уж только потом услышанное хорошенько продумать и дать (или не дать) обязательство исполнить, народ готов исполнить, даже не выслушав. И таковая как бы неосмотрительность заслуживает похвалы мудрецов: как высшая степень доверия к Б-гу и априорная решимость выполнить, что бы Он ни повелел.

Непосредственно после уподобления Израиля яблоне на сцене появляется критически настроенный недоброжелатель — глумится, учит жизни, дает советы, которых у него никто не спрашивал.

Один отступник увидел Раву, который сидел и учил галаху… Сказал Раве отступник:

– Опрометчивый народ, уста которого опередили уши, все еще упорствуете вы в своем легкомыслии? Сначала надо было вам выслушать слова Б-га и, если вам по силам, — принять, а если нет — отвергнуть.

Словом «отступник» переведено здесь ивритское «мин», что означает еретика, то есть человека, для которого еврейская традиция оставалась в существенной части его собственной, но только она была иначе интерпретирована. Буддисту или марксисту с Равой не о чем разговаривать: Рава определенно не читал ни «Дхаммападу», ни «Антидюринг» и, по правде сказать, никогда об этом не жалел. А отступнику есть о чем разговаривать с Равой: у них общие тексты.

Для понимания фрагмента важно неслучайное занятие Равы, за которым застал его вопрос отступника. Рава занимался галахой. И (о чем сказано там, где я поставил отточие) занимался с крайней степенью сосредоточенности, даже до самозабвения. Медитировал, можно сказать. А этот бездельник его отвлек: видит, человек занят, нет, не могу молчать, неймется, пролью на тебя сейчас свет истины.

Вот что ответил Рава отступнику:

– О нас, идущих по жизни ­бесхитростно, сказано: «бесхитростность прямодушных поведет их…» (Прит 11:3), а о тех, кем движет лукавство, сказано: «…лукавство коварных погубит их» (там же).

Хочу сообщить тем, кто не знает, и напомнить тем, кто подзабыл: в оригинальном тексте Талмуда кавычки и ссылки отсутствуют. Талмуд предполагает знание текста Танаха и умение его идентифицировать. Очевидно, этими качествами обладал и отступник, иначе отповедь Равы потеряла бы всякий смысл.

В чем состояло «лукавство» отступника? У него и в мыслях не было обсудить и понять смысл парадоксального обязательства — он просто хотел повеличаться над уважаемым человеком, и тот, что называется, притупил ему зубы.

Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции