К тебе я стану прилетать

 Наталья Зимянина
 2 апреля 2015
 2662

Вот, кажется, и весна. Капель за окном иногда выпевает непредсказуемый авангард, при этом четко держа ритм. Почему композиторы это не используют?.. Сидела бы и слушала. Но куда там: одно событие налезает на другое.

В поисках потусторонней Сверлии

Уж и мечтать все перестали, что Драмтеатр им. Станиславского перестанет плодить одни скандалы. В самом центре Москвы стоит, на Тверской, даже неудобно как-то. Но вот министр культуры Москвы Сергей Капков решительно назначил сюда одного из самых радикальных, но не зловредных режиссеров — Бориса Юхананова. Капков называет таких своих протеже агентами изменения. Правда, пока не ясно, оправдает ли его надежды Борис Юрьевич с его некассовым уклоном в глубокую философию.

Итак, зазывно сияя огнями, наконец открылся Электротеатр «Станиславский» — так теперь назвали обновленное за 300 млн здание с европейским холлом, где можно за столиками, элегантно попивая кофе, обсудить перспективы развития человечества. Спектаклем открытия стали «Вакханки» Еврипида в постановке Теодороса Терзопулоса, возрождающего актерскую технику античного театра (в его понимании). То есть начали как бы с нуля — с Древней Греции.

В финале жестокой трагедии на подиум вышел сам режиссер. Босиком, в полузабытье бредя по окровавленной сцене, он негромко пел по-гречески погребальную песню, казалось, времен, давно канувших в Лету. Столько в спектакле было стона, хрипа, рыка — а все оказалось вот для чего.

Электротеатр планирует ставить и современные оперы — музыкальным направлением руководит композитор Дмитрий Курляндский. На лето назначен оперный сериал «Сверлийцы» в пяти (!) вечерах. Кроме Курляндского, музыку пишут Борис Филановский, Алексей Сюмак, Сергей Невский, Алексей Сысоев, Владимир Раннев.

По сюжету самого Юхананова, Сверлийский принц отправляется спасать древнюю потустороннюю цивилизацию Сверлию; он, как и все сверлийцы, способен путешествовать во времени и пространстве. Кстати, Юхананов и себя называет резидентом Сверлии…

Музыкальный фрагмент Курляндского уже играли в 2013 году, и футуристическая эстетика столетней давности понравилась не всем. Что ж, недолго осталось до премьеры. Композиторы-то все интересные, но вот дадут ли им развернуться? В новых стенах витают прекрасные идеи, звучат зажигательные слова. Не обернулось бы все это снова сектантством, зрительской скукой и снобским трепом за кофейной чашечкой.

 

Чудесное преображенье короля

Бывает же так: только посмотрела в Электротеатре историю мести Диониса по Еврипиду, а на другой же день в «Новой опере» идет редко исполняемая у нас опера «Король Рогер» Кароля Шимановского, где главный герой — тот же Дионис.

Погружаясь в эту музыку, ты будто впускаешь в себя приятный морок. Сам композитор уловил это ощущение, путешествуя по Сицилии. Отважившись выразить его в музыке, отправной точкой он выбрал... «Вакханок» Еврипида! В опере стихия радости, привнесенная Дионисом в Сицилию XII века, поначалу вызывает у ее правителя Рогера настороженность, но в итоге обращает его в простого странника, не знающего больше никаких преград между ним и солнцем.

Тревожная эпоха модерна тонко вибрирует в музыке Шимановского, и кажется, что это порог жизни и смерти, на который выходят герои оперы. Исполнение концертное, без декораций и особых костюмов. Лишь дивное мастерство хора, певших по-польски Михаила Губского (Пастух), Артема Гарнова (Рогер) и Марины Нерабеевой (королева Роксана), ошеломившей ориентальной колыбельной во втором акте, держит нас во власти звуков.

Не надо быть Мессингом, чтобы догадаться, кто захотел исполнить в Москве «Короля Рогера»: конечно, за пультом стоял главный дирижер Ян Латам-Кениг, подаривший нам еще одно новое сильное впечатление.

 

Маг в черной водолазке

Обожаю московские квартиры-музеи. Квартиру Рихтера на Большой Бронной. Или Гольденвейзера на Тверской. Или Мейерхольда в Брюсовом переулке. Они продолжают дышать своим бесценным теперь временем прошлого.

Таков и двухэтажный особняк на Тверском бульваре, принадлежавший когда-то великой актрисе Марии Ермоловой. Здесь часто проходят встречи людей искусства; зал мест на 70–80 не всегда вмещает желающих.

Едва удалось отвоевать стул и на этот раз: знаменитый театральный художник Сергей Бархин рассказывал о дирижере Евгении Колобове (1946–2003), основателе театра «Новая опера», об их совместных работах — операх «Пират», «Борис Годунов», «Евгений Онегин», «Валли».

Страшная ранимость и вспыльчивость Евгения Владимировича превращала его жизнь в сплошной вулкан, зато на каком нерве у него всегда звучала музыка! Он вообще менял мир вокруг себя. Вот уж был настоящий «агент изменения», и всегда — с выдающимся результатом.

Галина Писаренко, многолетняя прима Музтеатра им. Станиславского и Немировича-Данченко, вспоминала на этом вечере: «Когда он появился у нас в театре, я к тому времени пела здесь уже 20 лет. Все у нас было спокойно, мы честно готовились к спектаклям. И вот я пришла на премьеру «Пирата» Беллини, поставленного Колобовым. И… оказалась в другом театре! За пультом он был как оголенный нерв, как острый луч… Когда он только задумал создать свой театр, за ним в никуда ушли хор, оркестр и семь солистов. Они стали работать в кинотеатре «Зенит», пока Лужков не построил здание в Каретном Ряду». 

Кто же из меломанов не помнит кинотеатр «Зенит»! Я и сама туда сразу поехала на «Евгения Онегина». Не забуду, как в третьем ряду шептались школьники, — наверное, их привели на «Онегина» «по программе». Колобов, в своей черной водолазке, подчеркивавшей его необычайную худобу, не переставая дирижировать, обернулся к ним и гаркнул: «Вы болтать сюда пришли или музыку слушать?» Видели бы вы этих бедолаг — их как громом поразило!

Все спрашивали, почему на вечер не пришла Марфа, дочь Колобова. Оказалось, у нее в этот день родился сын. Второй внук Евгения Владимировича. Но это вот только так, на встрече в близком кругу, можно узнать.

После вечера хотелось задать Сергею Михайловичу какие-то важные вопросы о Колобове. Да разве подступишься! Бархина осадили театроведки: посоветоваться, видите ли, как лучше оформлять обложку журнала «Сцена». Не везет.

 

Хворостовский как дух изгнанья

Не обошлось без громко-светского события. Дмитрий Хворостовский спел в опере «Демон» Антона Рубинштейна — смелом проекте Московской филармонии. Постановка полуконцертная, музыка малоизвестная, у режиссера тут работы по горло — надо же придумать какой-то осязаемый мир; это же не так, как было в «Короле Рогере» — только певцы и оркестр.

Хворостовскому нарастили седые патлы по грудь; на сцену Зала Чайковского, словно шляпки грибов, впечатали два земных полушария. Госоркестр имени Светланова под управлением Михаила Татарникова посадили далеко за исполнителями, которых, наоборот, выдвинули на полпартера вперед, сняв пять-шесть рядов. Жена Хворостовского Флоранс, сидевшая в амфитеатре, не сводила с него глаз. Еще бы: перед залом стоял не просто роковой мужчина и всеобщая мечта, а своевольный дух изгнанья, дух зла, готовый сокрушить любую преграду на ненавистной ему Земле. Страшно все-таки немножко. Но быстро надоедает.

В пару Хворостовскому пригласили чудесное сопрано — Асмик Григорян, хотя ей удавалось развернуться лишь в минуты, когда ее не подавлял маститый партнер. Увы, все страстные слова певец словно бы обращал не к ней, пел в зал, упиваясь всевластием над ним.

К счастью, режиссер Дмитрий Бертман, ожививший вялый ход событий приглашением в спектакль целого табора ярких солистов и хора из своей «Геликон-оперы», не опечалил нас душераздирающей смертью героини. Легкой походкой Тамара — считай, ее измученная душа — поднялась на балкончик, где ангел, подхватив бедняжку на руки, унес ее прочь…

Артистов завалили цветами. А имевшие привилегию проникнуть за кулисы непременно вставали между Хворостовским и Бертманом, чтобы загадать что-нибудь хорошее: ведь оба они — Дмитрии Александровичи. Да и мистическая атмосфера спектакля подсказывала, что самое время пожелать себе самое потаенное.

Ведущая рубрики — Наталья ЗИМЯНИНА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции