Наверное, всем знакома известная еще по школьному курсу скульптура Шадра с выразительным названием «Булыжник – оружие пролетариата». Перед глазами мощная, жилистая фигура рабочего, который яростно выковыривает булыжник из брусчатки мостовой. Еще мгновение, и этот камень полетит в ненавистных жандармов, душителей свободы, врагов простого народа
Наверное, всем знакома известная еще по школьному курсу скульптура Шадра с выразительным названием «Булыжник – оружие пролетариата». Перед глазами мощная, жилистая фигура рабочего, который яростно выковыривает булыжник из брусчатки мостовой. Еще мгновение, и этот камень полетит в ненавистных жандармов, душителей свободы, врагов простого народа.
И вряд ли кому могло прийти в голову, что нечто подобное, хоть и с еврейским национальным колоритом, уже происходило в свое время, более двух тысяч лет назад. Правда, тогда под рукой у еврейского «пролетариата»– простых паломников и молящихся, которые, как и положено в праздник Суккот, пришли в Храм, оказался (и слава Б-гу!) не булыжник, аѕ ритуальный плод этрог, или, если по-научному, цитрон. Именно этроги, по внешнему виду мало отличимые от обыкновенных лимонов, и полетели в священника, который дерзнул нарушить установленный веками обычай возливать на жертвенник воду во время семи дней праздника Суккот.
Этого священника, пожалуй, можно считать первым реформистом или просвещенцем, который решил пойти против мнения Мудрецов, аргументируя это тем, что в Торе прямо не сказано об обряде возлияния воды на жертвенник. Сведения об этом обряде пришли из устной традиции, которую саддукеи (к ним принадлежал и этот священник) отвергали. Впоследствии по этому же скользкому пути, отвергая авторитет мудрецов и раввинов, пошли первые христиане, а за ними караимы, реформисты, сторонники Просвещения и т.д. Все они отвергали устную, комментаторскую традицию, называя это «раввинистическим иудаизмом». Но первыми, кто проложили этот путь, были рабби Цадок и его последователи: те самые саддукеи, или «цдуким». Цадок был одним из первых, кто пытался «реформировать» Тору и отделял устную традицию от письменной.
А поучительно в этой истории то, что хотя этрог и символизирует собой ту категорию евреев, которых отличает глубокое знание Торы (на это указывает вкус плода) и добрые дела (приятный запах, которым он обладает). Тем не менее обструкцию ему устроили вовсе не мудрецы (те самые книжники и фарисеи), а простые верующие, которые вовсе не разбирались в тонкостях еврейского религиозного законодательства, зато отличались искренней верой и доверяли своими учителям. Можно сказать, что наши далекие предки, эти еврейские «пролетарии», тоже боролись за свободу, только по-еврейски. Ведь соблюдать Тору, следовать Традиции и служить Творцу – в этом и заключается истинная свобода.
Фото Карины Пастернак
Комментарии:
1
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!