КОГДА ЗАЖИГАЮТ СВЯЩЕННИКИ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3292
«Праздник уже вошел в город... Всадник неспешной рысью продвигался по пустынным улицам Нижнего Города, направляясь к Антониевой башне, изредка поглядывая на нигде не виданные в мире пятисвечия, пылающие над Храмом, или на полную луну, которая висела еще выше пятисвечий». Так описывает праздничную атмосферу Иерусалима Булгаков в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита».
«Праздник уже вошел в город... Всадник неспешной рысью продвигался по пустынным улицам Нижнего Города, направляясь к Антониевой башне, изредка поглядывая на нигде не виданные в мире пятисвечия, пылающие над Храмом, или на полную луну, которая висела еще выше пятисвечий». Так описывает праздничную атмосферу Иерусалима Булгаков в своем знаменитом романе «Мастер и Маргарита». Действительно, два подобных светильника в древности стояли в храмовом дворе, хотя, на самом деле, согласно Мишне, на каждом столбе было только четыре светильника (трактат « Сукко», 5:2-3). Полнолуние указывает на середину месяца, когда, согласно еврейскому календарю, начинаются многие традиционные праздники. Правда, в романе речь идет о еврейской Пасхе, а в нашем случае — о веселье в праздник Суккот. А так описывается это в Мишне. «Кто не видел веселья во время праздника Суккот в Иерусалимском храме, тот не знает, что такое настоящее веселье. Тогда во дворе Храма устанавливали два гигантских светильника. И не было такого двора во всем Иерусалиме, куда бы не достигал их свет» (Мишна «Сукко», 5:2). Эти два светильника, согласно все той же Мишне, представляли собой колоссальное сооружение: две отлитые из золота колонны высотой почти 45 метров (15-этажный дом!) Но самое удивительное - это тот акробатический этюд, который приходилось проделывать молодым священникам. К этим столбам с четырех сторон были приставлены лестницы, которые вели наверх, туда, где находились сами светильники — огромные чаны с горящим маслом. И молодые священники, балансируя с двумя ведрами оливкового масла в руках, ловко взбирались по этим лестницам на самый верх, чтобы в буквальном смысле слова подлить еще масла в огонь. Кстати, в качестве фитилей для этих гигантских светильников использовались обрывки старых священнических одежд их старших коллег. Впрочем, и убеленные сединой мудрецы не уступали молодым. Например, в Талмуде, в трактате «Суккот» (53-а), описывается, как в разгар веселья раббан Шимон бен Гамлиэль (один из ведущих мудрецов и глава поколения) жонглировал одновременно восемью горящими факелами! Но истинным источником этого веселья, по признанию самих мудрецов, были отвага и кураж молодых священников! В этот праздник именно они «зажигали», и благодаря их усилиям в Храме и во всем Иерусалиме даже ночью было светло, как днем! (см. Мишну). Нашей молодежи тоже зачастую приходится проделывать не менее рискованные упражнения, балансируя на шаткой лестнице карьеры и успеха, сомнительных ценностей и соблазнов современного общества, пока она не поднимется до понимания того, что только знание и соблюдение Торы определяют настоящий успех, и она одна дает нам настоящие ценности, является истинным источником света в этом мире. А когда наконец молодым людям удастся разжечь в своих сердцах огонь еврейской веры, может, и они внесут свою лепту и добавят к огню Торы искру своего знания. И недалек тот час, когда наши дети, поднявшись по святой лестнице еврейской Традиции на самый верх, осветят путь Мошиаху. С праздничной ярмарки Каждый раз, когда заканчиваются Осенние праздники, мы отправляемся назад, домой, и аккуратно распаковываем свой «товар», который приобрели за три недели непрерывных праздников. Только «товар» этот весьма необычный: покорность и преданность Царю этого мира, приобретенные в Рош га-Шана, чувство раскаяния и внутренней чистоты — в Йом Кипур. И, конечно же, веселье, которым мы запаслись по случаю на праздниках Суккот и Симхат Тора. А какое веселье без праздничного «лехаим»! Великое спасение, или Как подсластить горечь неудач Последний день праздника Суккот имеет особый статус и даже свое собственное название: «Гошана раба» — «Великое спасение». С мистической точки зрения, это последняя возможность что-то еще изменить в том «приговоре», который был вынесен нам в Рош га-Шана, а потом утвержден и скреплен печатью в Йом Кипур. Поэтому в этот день мы читаем специальные молитвы, а потом совершаем необычный обряд: бьем ровно пять раз об пол пучком из пяти ивовых веток — «гошанот». «Чтобы подсластить горечь наших неудач» — так объясняет смысл этого действия еврейская традиция. Один из важных принципов еврейской морали — умение воспринимать испытания, которые посылает нам Всевышний, как должное и даже с благодарностью. Поняв, в чем истинная причина наших невзгод, где в нас самих кроется корень всех наших зол, мы поймем, чего хочет от нас Творец, посылая эти испытания, и тем самым немного подсластить горечь наших неудач. А может быть, и вовсе обратим наши поражения в победы. И самый действенный для этого способ — «лехаим». Действительно: пьем горькую, а на душе почему-то становится сладко. Специальный «лехаим» к Субботе главы «Берейшит» Первая Суббота года — «Шаббат-Берейшит» — ответственный день, который, согласно известному высказыванию Баал Шем Това, во многом определяет весь дальнейший год. Но в этом году эта важная Суббота следует сразу за веселым праздником Симхат Тора, а это не могло не наложить свой отпечаток. В таких случаях уже в Субботу Ребе устраивал особое хасидское застолье — «фарбренген»: вдогонку прошедшим праздникам. А какое застолье без хорошего «лехаим»? Итак: первый «лехаим» в первую Субботу года! Как известно, в самой первой главе Торы описываются «Шесть дней творения», когда Творец создал весь этот мир. В «Поучениях Отцов» перечислены еще десять вещей, которые не упоминаются в тексте Торы, но были сотворены в самое последнее мгновение, непосредственно перед наступлением самой первой Субботы. Ну, а первый «лехаим» когда был сотворен? Конечно, всем хорошо известна история с Ноахом (Ноем), который посадил виноградник и сделал первый «лехаим», правда, неудачно – как говорится хлебнул лишнего. Но ведь до этого знаменательного события в истории человечества мир тоже как-то существовал, причем более полутора тысяч лет. А как это возможно без «лехаим»? Кроме того, человек не может создать ничего нового, чего бы до него не придумал и не создал Творец в первые шесть дней Творения. А значит, и «лехаим» тоже был в свое время сотворен. Дело было так. Вначале, еще до того как создать этот мир, Всевышний сотворил еврейские души, ради которых, собственно говоря, Он все это и затеял. Потом Творец придумал Тору как универсальный план создания всего остального мира. А потом, естественно, Всевышний решил обмыть это хорошее начинание и сделал первый в истории «лехаим». Ну, что бывает после «лехаим», мы не раз убеждались на собственном опыте по завершении праздника Симхат Тора. Потому-то этот мир, который Всевышний создал после первого «лехаим», был уже не столь совершенен, как первые два творения, и нуждается в исправлении. Каким образом? Конечно, тоже с помощью «лехаим»! Ведь, согласно еврейской Традиции, подобное исправляется подобным.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!