Обыкновенное чудо

 Геннадий ЕВГРАФОВ, Россия
 2 июня 2016
 2086

Евгений Павлович Леонов обладал не только комедийным даром, но и драматическим. И за свою творческую жизнь с одинаковым успехом играл в театре и в кино и комедийные, и драматические роли. В Театре Станиславского его держали на второстепенных ролях до прихода на должность главного режиссера Михаила Яншина, который в 1954-м доверил молодому актеру роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных».

2 сентября этого года исполняется 90 лет со дня рождения Евгения Леонова…

«Если останемся живы…»
В 1961 году режиссер Владимир Фетин приступил к съемкам картины «Полосатый рейс». Картина должна была стать эксцентрической комедией, и она ею стала. Идею придумал писатель Виктор Конецкий, ему помогал драматург Алексей Каплер, но главным инициатором создания картины (сам того не сознавая) был не кто иной, как Никита Хрущев. Который в 1959 году после посещения цирка на Цветном бульваре похвалил известную дрессировщицу Маргариту Назарову, но посетовал, что, вот, мол, цирк у нас со львами есть, а кино — нет.
В Государственном комитете по кинематографии взяли под козырек, и через два года на экраны страны вышел один из лучших советских комедийных фильмов конца ­1950-х – начала ­1960-х годов. Фильм уникальный — в том смысле, что перед режиссером и его помощниками стояла весьма и весьма сложная задача: необходимо было добиться органичного существования в кадре актеров и тигров. Которые тоже на момент съемок стали актерами.
На первом собрании киногруппы остроумный режиссер Фетин сказал: «Постараемся сделать веселый, интересный фильм». И добавил: «Если останемся живы…» Со своей задачей режиссер справился: все остались живы, картина действительно получилась веселой, интересной и стала лидером проката (за 1961 год фильм посмотрело более 45 млн зрителей), благодаря не только тиграм, но и звездам тогдашнего кино — Маргарите Назаровой (она сыграла саму себя), Алексею Грибову (капитан корабля), Алексею Смирнову (матрос) и другим.
На роль буфетчика Шулейкина, вынужденного выдавать себя за укротителя хищников, режиссер пригласил Евгения Леонова. Он сыграл блистательно, на грани фарса и гротеска, в то же время оставаясь наивным и простодушным. Роль принесла славу, в один миг превратив Леонова в одного из самых любимых комедийных актеров советского кинематографа. Которым он оставался на протяжении всей своей артистической карьеры.
 

На сцене…
Евгений Павлович Леонов обладал не только комедийным даром, но и драматическим. И за свою творческую жизнь с одинаковым успехом играл в театре и в кино и комедийные, и драматические роли. Он служил в трех театрах (Московский театр Дзержинского района ставлю в скобки) — в Московском драматическом имени Станиславского, в Театре имени Маяковского и в Театре имени Ленинского комсомола.
В Театре Станиславского его держали на второстепенных ролях до прихода на должность главного режиссера Михаила Яншина, который в 1954-м доверил молодому актеру, игравшему то денщиков, то колхозников, роль Лариосика в спектакле «Дни Турбиных» Михаила Булгакова (прославленный мхатовец Яншин говорил позднее, что считал Евгения Леонова одним из лучших своих учеников).
В Театре Маяковского Андрей Гончаров задействовал весь широкий творческий диапазон Леонова, он играл на этой сцене такие разноплановые роли, как Ванюшина в спектакле «Дети Ванюшина», Нарокова в «Талантах и поклонниках», Санчо Пансы в «Человеке из Ламанчи» (на последний спектакль ломилась вся Москва).
И в Театре имени Ленинского комсомола, где наконец-то Леонов обрел свою сцену и своего режиссера. В первом своем театре он прослужил 21 год. «Роман» с Гончаровым был короткий, длился всего пять лет — Леонов много снимался в кино, что не очень устраивало Гончарова, хотя артист никогда не подводил театр. Главный режиссер мирился с этим, но взорвался, когда он снялся в заурядной советской рекламе (чего бы вы думали? — рыбы нототении!) и обидел его на собрании труппы. Конфликт читателю покажется пустяковым.
Кто из нынешних актеров не снимается в рекламе и кто из современных режиссеров против? Но в те времена... Короче, у обоих характеры были, что называется, не сахар, Леонов ­развернулся… и ушел из театра. 
Ушел в Ленком, к Марку Захарову, с которым проработал два десятка лет, вплоть до своего ухода из жизни. У Захарова он и сыграл свои лучшие роли.
 

…и в кино
С первых своих шагов работу в театре Леонов совмещал с работой в кино. В 1950-е он снимался у Иосифа Хейфеца («Дело Румянцева») и Александра Столпера («Дорога»), в 1960-е — и у Петра Тодоровского («Фокусник»), и у Георгия Данелии («Не горюй!»), и у Эльдара Рязанова («Зигзаг удачи»). Но всенародный успех и признание пришли в 1970-х, после фильмов Андрея Смирнова «Белорусский вокзал» и Александра Серого «Джентльмены удачи», фильмов совершенно разных по содержанию, жанру и стилистике (Смирнов снимал драму, Серый — комедию), которые — я не преувеличиваю — смотрела вся страна. Именно в этих картинах проявился во всю мощь уникальный талант Евгения Леонова, который совмещал в себе драматическое и комедийное дарование. Не каждому такое дано, даже большому артисту.
Перечислять и тем более анализировать все картины, в которых снялся Леонов (больше семидесяти!), не хватит журнальных страниц, но нельзя не упомянуть картины «Обыкновенное чудо» Марка Захарова и «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» Георгия Данелии — персонажи, которые сыграл в этих фильмах артист, наполнились новыми, трагикомическими красками.
В 1969-м выдающийся режиссер-мультипликатор Федор Хитрук пригласил Евгения Леонова озвучить любимого не только детьми, но и их родителями забавного и умилительного медвежонка Винни-Пуха. Вспоминая о работе с артистом, режиссер говорил: «Леонову Винни очень понравился. На пробах Евгений Павлович предлагал миллион вариантов, казалось, поток его импровизации не остановить. Серьезный с виду, он необыкновенно смешно перевоплощался в неуклюжего мишку, надувая щеки, изображая косолапость, кривляясь, имитируя боль... при работе уже над продолжением мультфильма я вообще заставил Леонова залезть в импровизированную нору, чтобы он почувствовал, каково было Винни-Пуху, когда тот застрял в кроличьей норе».
А характерный голос, которым заговорил Винни-Пух, единственный в своем роде и потому запоминающийся на всю жизнь, сделали методом ускорения. И только тогда роль этого мультяшного персонажа получилась на славу. Остается только добавить, что большинство картин 1970-х годов, в которых снимался Евгений Леонов, вошли в золотой фонд советского кино. И что самое главное — они не устарели до нашего времени.
 

Поминальная молитва
В 1989 году главный режиссер Ленкома решился на дерзкий и, я бы сказал, отважный во всех смыслах — и в художественном (эксперимент!), и политическом (еврейская тема!) — шаг. В стране дули свежие горбачевские демократические ветры, но с желанным глотком приходившей свободы поднимали головы разные негодяи, выходили из подполья националисты, антисемиты и откровенные фашисты. Советский Союз раздирали национальные противоречия.
Именно в это время драматург Григорий Горин написал пьесу по произведениям мудрого и печального («во многой мудрости много печали») Шолом-Алейхема, а режиссер Марк Захаров воплотил ее на сцене своего театра. Незамысловатый сюжет из еврейской жизни дореволюционной России — история Тевье-молочника, отца пятерых дочерей из деревни Анатовки, где с давних пор бок о бок жили, работали, веселились и печалились русские, украинцы и евреи, которых разделяло только кладбище (у каждого было свое), — на сцене Ленкома воплотился в высокую философскую притчу, мощную театральную симфонию на темы любви и смерти — двух самых важных жизненных категорий любого человека, в любом времени и месте, в которых он бы ни проживал и какая бы кровь ни текла в его жилах.
На сцене театра разыгрывались драматические судьбы нескольких еврейских семей. Но, несмотря на ужасы и невзгоды российской действительности, несмотря на погромы, прокатившиеся по стране в 1905 году, уцелевшие евреи из маленького украинского местечка пытаются жить и радоваться жизни. С утра до вечера заполненной ежедневными заботами, нечаянными радостями и обычными житейскими мелочами.
В главной роли блистал Евгений Леонов, сыгравший роль мудрого и оттого печального в своей мудрости молочника Тевье. «Счастье идет к нам навстречу. Мы в одну сторону, а оно в другую.., — говорил Тевье, но когда уже нет слез, пора смеяться, а что нам остается еще делать?» (Думаю, не ошибусь, если скажу, что это была одна из лучших его ролей за все годы служения театру.) И когда на сцену выходил Александр Абдулов, зал вслед словам мудрого Тевье взрывался от смеха: Абдулов был неподражаем в роли нелепого, все время попадающего впросак Менахем-Мендела. В спектакле были заняты все звезды Ленкома — в памяти завзятых московских театралов остались и Татьяна Пельтцер, сыгравшая настоящую еврейскую маму Мендела Берту, и Александра Захарова в роли дочери Тевье Хавы, и Александр Сирин в образе печального портняжки Мотла. Да и все участвовавшие в этом представлении актеры были на высоте.
…Народный артист СССР, лауреат двух Государственных премий — СССР и РФ (последняя — за исполнение роли Тевье-молочника), Евгений Павлович Леонов скончался 29 января 1994 года на 68-м году жизни, собираясь на спектакль «Поминальная молитва». Который в наше время (телеверсию знаменитого представления время от времени показывают по ТВ) воспринимается как поминальная молитва по выдающемуся артисту, имя которого миллионы зрителей вспоминают с улыбкой на устах.
P.S. Когда зрителям объявили, что спектакль не состоится из-за смерти актера, ни один не сдал свой билет. Выйдя из фойе, все собрались на улице у театра. Никто не хотел расходиться. Принесли свечи, и народ весь этот морозный московский вечер простоял с ними у здания Ленкома. На похороны, которые через несколько дней состоялись на Новодевичьем кладбище, пришли тысячи и тысячи людей.
Геннадий ЕВГРАФОВ, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции