Неймен а биселе вайн!

 Михаил Горелик
 13 июня 2016
 1975

Ещё пара историй о Ное из мидрашей в переложении Бялика и Равницкого. Выйдя из ковчега, Ной стал «возделывать землю и насадил виноградник. И выпил он вина, и опьянел» (Берешит 9:20, 21). В мидраше «Берешит раба» ставится вопрос: откуда у Ноя был посадочный материал? И даётся ответ: он предусмотрительно взял в ковчег черенки винограда, саженцы олив и смокв. Я-то раньше думал, что Ной был озабочен восстановлением в послепотопном мире исключительно фауны, а флоре надлежало восстановиться самой по себе. Теперь мы знаем, что это не так, во всяком случае, в отношении трёх растений, которые он взял на борт. Интересно, это Всевышний ему повелел или он сам сообразил?

По уму, начать ему следовало бы с олив и смокв, но он начал с винограда, как бы заранее планируя большую выпивку и оставляя насущные нужды на потом. Создаётся впечатление (это уже я говорю, а не мидраш), что во время потопа Ной пережил чудовищный стресс и хотел его снять таким образом. Давай, брат, отрешимся, давай, брат, воспарим.
Вот и воспарил: «Выпил сверх меры и опьянел, и был опозорен». Это так сказано в том же самом мидраше «Берешит раба».
А ещё там сказано: «В тот же день посадил, в тот же день выпил, в тот же день был опозорен». Земля, омытая водами Потопа, была в те дни чудовищно производительна. А может, всё дело в благословении свыше. Едва только посадил — уже и урожай готов. А ведь надо было ещё урожай собрать, выдавить из ягод сок. И ждать, когда сок превратится в вино. А тут и ждать не пришлось: вино в момент созрело. Пей и радуйся. Но с радостью у Ноя ничего не вышло: получилось полное безобразие.
Когда ковчег плавал по водам, ничего не происходило, один день был похож на другой, вообще ничем не отличался, время шло медленно, а тут побежало себе вприпрыжку.
Тот же мидраш повествует о компаньоне Ноя при разбивке виноградника и об условиях сотрудничества.
Когда Ной пошел насадить виноградник, предстал пред ним некий дух по имени Самдон и предложил вступить с ним в компанию на равных началах.
– Но только, — сказал Самдон, — помни, что если ты станешь затрагивать мою долю, ты горько поплатишься за это.

Как мы знаем, Ной таки затронул долю Самдона, за что и поплатился.
Комментатор «Берешит раба» Реувен Кипервассер пишет: 
«Таким образом, виноградник был насажен вблизи бесовских угодий, что явно намекает на негативные последствия винопития. Так акцентируется демонический характер влияния вина на человека».

Всё-таки подобный вывод имеет локальный характер и относится к толкованию конкретного места Торы. В более широком контексте отношение к вину и более широко — вообще к спиртному в иудаизме не столь однозначно: вино — необходимая часть праздничных застолий, «вино веселит сердце человека» (Теилим. 104:15).
«Неймен а биселе вайн» — как без этого? Беда Ноя в том, что он выпил не «а биселе», а много, много больше. Между тем много больше предлагается выпить человеку, если человек еврей, только раз в году — во время Пурима. Но Ной не был евреем. Да и Пурима не было.
В мидраше Танхума на свидание с Ноем отправляется Сатана, полностью соответствующий бесу Самдону из «Берешит раба»: имена разные — персонаж один. И функция у него та же.

Посадил Ной первую виноградную лозу. А Сатана пришел и спрашивает:
– Что будет из этой посадки?
– Виноградник, — ответил Ной.
– Не желаешь ли взять меня в компаньоны?
Ной согласился. Что же сделал Сатана? Привел к винограднику овцу, льва, обезьяну и свинью и, заколов их, поочередно полил виноградник их кровью.
Человек, пьющий вино, обнаруживает поочередно те же природные свойства всех названных тварей: вначале он кроток, как овечка, потом становится отважным, как лев, по мере опьянения начинает кривляться, как обезьяна, и, наконец, валяется в грязи, подобно свинье.
Все это произошло и с праведным Ноем.

Всё-таки интересно, чем прельстил праведного Ноя Сатана?
Чем прельстил Самдон?
Зачем они Ною понадобились?
Мидраш умалчивает.
Попробуйте ответить на эти вопросы самостоятельно.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия
_________
* Выпьем немного вина (идиш).



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции