Для чего нужно чудо

 Яков Шехтер
 6 октября 2016
 1664

Эту историю рассказывают о ребе из Звиэля1. О каком именно — не указывается. Идет ли речь об основателе династии ребе Мойше, сыне знаменитого ученика Бааль Шем Това ребе Йехиель-Михла из Злочева или об одном из его потомков, неизвестно. Видимо, это не столь важно, то есть история могла произойти с любым из них.  

Ребе жил очень бедно. Не потому что хасиды не хотели содержать в достатке своего цадика — таков был его сознательный выбор. Вы скажете: ладно, взрослый человек может сколько угодно морить себя голодом и радоваться нищете, словно дорогому украшению, но в чем провинились его жена и малые дети?
Говорите, говорите, вы ведь не родились в семье праведников, в которой на протяжении почти 200 лет воспитывали цадика за цадиком. Откуда вам знать, как приобщают к святости, как растят духовных наставников? Отложите в сторону свои соображения и претензии и послушайте историю из жизни людей, для которых непреложным фактом существования являлась не собственная личность, а Б-г.
В доме всегда не хватало еды. Шамес, давно уже не служка, а член семьи, после каждого хасидского застолья по субботам собирал недоеденные куски хлеба, остатки кугла и селедки и уносил на кухню. Ребецн аккуратно делила их на порции, и семья ребе питалась этим до следующей субботы.
Одежду латали и перелицовывали до дыр, сапоги... ах, да что говорить про сапоги: единственным достоянием в доме были книги и дети. А сам дом… Нет, внутри было чисто и опрятно, насколько могут быть опрятными старые скамейки, колченогий стол и продавленные тюфяки.
Человек привыкает ко всему, привыкла и ребецн. В начале замужества она еще плакала по ночам в подушку, но жизнь с праведником быстро все расставляет по местам. Спустя год супружества ей уже казалось, будто они — самая счастливая пара на свете. А дети просто ничего другого не знали; ложиться спать голодными представлялось им вполне заурядным делом.
И вот пришло время выдать замуж старшую дочь. Приданое составляло только доброе имя отца, но ребецн не унывала, памятуя о сказанном в Талмуде: лучшая невеста — это дочь мудреца. И действительно, очень скоро ребе предложили жениха.
В трех днях пути от Звиэля жил в городе Коломые весьма состоятельный еврей Аншель. Говорили наши мудрецы: кто хочет достатка, пусть занимается торговлей. Аншель последовал их совету и преуспел весьма и весьма.
Помимо богатства Всевышний наградил его добрым сердцем и тонкой душой. Разумеется, что человек с такими достоинствами глубоко почитал Тору и благоговел перед мудрецами. Небеса наградили его всего одним ребенком. Юноша уже в хедере выделялся умом и богобоязненностью, все прочили ему будущее блестящего талмудиста, раввина и мудреца. Вот его-то и предложили в женихи ребе из Звиэля.
Выслушав предложение, ребе призадумался. Да, юноша вполне достойный, но отдать дочь в семью торговца… Поразмыслив несколько дней, ребе попросил Аншеля приехать в Звиэль для разговора. Просто разговора, безо всяких обещаний.
Купец вошел в комнату чуть не на цыпочках. Его лицо выражало глубочайшее почтение. Ребе встретил его приветливой улыбкой. Гостя усадили за стол, шамес принес чай и медовый пряник. Аншель стал отказываться, но ребе не отступал.
– Позволь мне выполнить заповедь гостеприимства, — сказал он. — Вспомни отца нашего, Авраама, разве он начал бы разговор, не накормив гостя?
Шамес налил чай в грубые глиняные кружки и поставил на стол перед собеседниками. Он хорошо понимал, для чего ребе упрашивает купца. Заповедь заповедью, но то, как человек ест, может рассказать о нем больше многочасовой беседы.
Аншель успешно прошел испытание, и ребе начал разговор. Сначала он долго расспрашивал его о евреях Коломыи, о семье Аншеля, о делах, о погоде и ценах на рынке. Гость дивился любопытству цадика и его искушенности в мирских делах, но отвечал на все вопросы. Отвечал по порядку, на первый вопрос — первым, на второй — вторым.
– А каковы твои планы насчет сына? — наконец спросил ребе, и Аншель понял, что весь предыдущий разговор был просто прелюдией.
– Скажу вам честно, — начал Аншель. — Сын у меня больше всего любит Учение. Мне это по нраву, и если ему захочется стать раввином или просто мудрецом, сидящим в бейт-мидраше, пусть идет за сердцем. Работать ему, слава Б-гу, не понадобится, я обеспечу сына и его семью до конца жизни. Но, ребе, вы ведь лучше меня знаете, — тут Аншель тяжело вздохнул и на секунду замолк, — да, лучше меня знаете, каково быть раввином у евреев. Это ведь не работа, а служение, вернее, ежедневное возложение самого себя и семьи на алтарь интересов общины. Я, честно говоря, не желал бы видеть сына в такой должности.
Что значит «не желал»? Отговаривать его, Б-же упаси, не стану ни в коем случае. Но вот тут, — Аншель положил руку на сердце, — тут радости не будет. Хотя многие родители отдали бы все на свете за почет и славу, которая достанется вырастившим раввина, я думаю не о себе, а только о нем, о его счастье и счастье его жены и детей.
Что же касается мудрецов, сидящих в бейт-мидраше… — тут Аншель снова тяжело вздохнул. — Святые люди, слов нет, но не каждому святому человеку попадаются святая жена и святые дети. Мудрец не принадлежит семье, он занят только Учением и духовной работой. И бывает, да я сам знаком с такими, что мудрец не выходит из бейт-мидраша просто потому, что боится прийти домой. Ведь там его ждут лишь упреки и обвинения. Н-да.
Аншель замолчал и виновато повесил голову. Он сам от себя не ожидал, что станет такое говорить мудрецу и раввину.
– Это все? — участливо спросил ребе.
– В общем да, — ответил Аншель, ободренный тоном ребе. — Вот только еще чуть-чуть. В общем, если мой сын не захочет просидеть всю жизнь в доме Учения или в синагоге, ему есть чем заняться. Хозяйство у меня большое, за всем нужен ясный глаз и крепкие руки. И вот что я хочу сказать вам, уважаемый ребе, хоть торговля — куда менее почетное занятие, чем учение Талмуда, но вы даже не представляете, сколько может сделать человек с деньгами в руках. Скольким сиротам и вдовам помочь, скольких невест-бесприданниц выдать замуж, сколько голодных накормить, одиноких утешить. Деньги — это большая сила, и если ею пользоваться с умом, то...
– Представляю-представляю, — перебил его ребе. — И ценю твою искренность и прямоту. Уверен, что и сына ты воспитал таким же. Такой жених нам подходит. И ты, Аншель, тоже. Давай обсудим подробности брачного контракта.
– Да какие подробности! — вскричал обрадованный Аншель. — Все расходы я беру на себя: и на свадьбу, и на новую одежду для всей вашей семьи. И приданого нам никакого не нужно, слава Б-гу, молодые ни в чем не будут нуждаться. Вот только… — он запнулся. — Вот только у меня есть одно условие.
– Условие? — вопросительно поднял брови ребе.
– Да, условие. Я прошу, чтобы свадьба состоялась в Коломые. Понимаю, что непросто повезти всю семью в такую даль и что это даже может показаться, не дай Б-г, унижением, но я прошу, чтобы уважаемый ребе вместе с семьей, хасидами, шамесом и габаями прибыл на свадьбу в Коломыю. Про деньги не беспокойтесь, сколько балагулы запросят за провоз, столько я заплачу.
– Ты можешь объяснить почему? — спросил ребе.
– Да, конечно! Ребе хорошо понимает, что значит быть мудрецом и раввином, но, наверное, не знает, каково оказаться в шкуре богатого человека. Вы и представить себе не можете, сколько гадостей про меня сочиняют, как стараются всеми силами отщипнуть, откусить, оторвать от моих денег. Пускают в ход самые дурацкие небылицы, стараясь запугать, а потом принудить откупиться. Самое обидное, когда так поступают люди, которым кроме хорошего я ничего не сделал.
– Это вполне объяснимо, — заметил ребе. — Люди не любят оставаться в долгу и поэтому охотно придумывают всякую гадость про своего благодетеля. Ведь куда проще не чувствовать себя обязанным дурному человеку.
– Да-да, именно так. Так вот, если свадьба будет не в Коломые, тут же пойдут слухи, что на самом деле я женил сына вовсе не на дочке ребе из Звиэля, а породнился с каким-нибудь богачом, ведь деньги льнут к деньгам, и взял за ней кучу приданого…
– Хорошо, — согласился ребе. — В Коломые так в Коломые.
Прошло полгода, и в заранее оговоренный день вся семья ребе, шамес, габай и три десятка хасидов уселись на подводы и покатили в Коломыю. Путь неблизкий, больше 300 верст, дороги, как всегда в России, разбиты, но никто никуда не торопился, поезд во главе с коляской ребе двигался медленно, степенно покачиваясь на ухабах и колдобинах. Заранее посланные гонцы сговорились с хозяевами постоялых дворов, и в конце каждого дня путешественников ждал горячий ужин и ночлег под крышей.
Первым вечером после молитвы и ужина в комнату ребе вошел чрезвычайно взволнованный шамес. Ребе сидел за столом, погруженный в изучение Талмуда, две свечи в большом медном подсвечнике озаряли его лицо дрожащим желтым светом.
– Ребе, — начал шамес, — ребе, тут вот какое дело.
– Оно не может подождать до утра? — спросил ребе, не отрывая глаз от страницы.
– Э-э-э, — протянул шамес. — Лучше бы сейчас…
– Ну, говори, — ребе перевел взгляд на шамеса.
– Хозяин постоялого двора, он… в общем… ну, как бы сказать… он хорошо знаком с отцом жениха.
– Ну, и что же он про него рассказал?
– Ой, вей, не про нас будет сказано, настоящий разбойник, вор, отступник и грабитель. Хозяин корчмы просто в ужасе, он не понимает, как ребе выдает свою дочь за такого негодяя.
– И это все?
– Все.
– Спокойной ночи, и больше не мешай мне.
Ребе вернулся к Талмуду, а недоумевающий шамес на цыпочках вышел из комнаты.
Вечером следующего дня шамес снова решился потревожить уединение цадика.
– Ну, что тебе поведал про Аншеля хозяин этого постоялого двора? — с улыбкой спросил ребе.
– Про Аншеля ничего, а вот про его брата… — шамес глубоко вздохнул, затем махнул рукой, словно бросаясь с обрыва в омут, и начал:
– Люди говорят, ваш будущий родственник просто оторви да брось, но его старший брат — настоящий фармазон и уголовник, и место ему в остроге. Когда он останавливается на постоялом дворе, не пропускает ни одну служанку, пристает ко всем. И как пристает! Девушки перед его приездом в погреб прячутся.
– Так уж и в погреб? — снова улыбнулся ребе.
– Ну, так рассказывают. В прошлый раз приказал своим подручным выломать дверь и…
– И что?
– Не знаю. Мне рассказали только про выломанную дверь. А уж дальше как оно было, не передают, наверное, из скромности.
– Да-да, конечно, из скромности. Благочестивые, богобоязненные люди, — буркнул ребе и отослал шамеса.
Когда вечером третьего дня пути после ужина шамес с перекошенным от волнения лицом перешагнул порог комнаты и раскрыл рот, чтобы сообщить нечто, не терпящее отлагательств, ребе не дал ему говорить.
– Теперь я понимаю, — воскликнул он, — для чего Всевышний сотворил чудо для Элиэзера, слуги отца нашего Авраама. Когда тот отправился в Харан, чтобы привезти невесту для Ицхака, Б-г сократил для него дорогу. Вместо нескольких дней пути Элиэзер оказался в Харане тем же вечером. Да, если бы он шел, как все путники, останавливался, как мы, на постоялых дворах и слушал все, что люди рассказывали про Бетуэля, отца Ривки, и Лавана, ее брата, он попросту не дошел бы до Харана, а повернул бы с полдороги. Ривка не вышла бы замуж за Ицхака, и еврейский народ не появился бы на свет.
Яков ШЕХТЕР, Израиль
В оформлении материала использованы репродукции картин Е.Н. Флёровой «Весёлый досуг» и картина из цикла «Еврейские молодые».
______________
1 Так евреи называли город Звягель. После раздела Речи Посполитой в 1793 году он отошел к России и указом Екатерины Второй был переименован в Новоград-Волынский, но евреи продолжали называть его Звиэлем.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции