Прогулки по «русскому» Талмуду

 Михаил Горелик
 5 января 2017
 1647

И ещё раз текст мидраша о Вавилонской башне:  «И сказали они (друг другу): давайте построим себе город и башню, главою до небес». Держали совет приближенные Нимрода <…>. – Город, – говорили они, – с грозной крепостной башней небывалой доныне высоты – это даст нам возможность сосредоточить свои силы в одном месте, прославит нас по всей земле и даст нам господство и власть над всеми нашими недругами. В народе говорили: – Через каждые тысячу шестьсот пятьдесят шесть лет устои небесные расшатываются. Сделаем небу подпоры со всех четырех сторон света. И еще про Б-га говорили: – По какому праву Он избрал для себя небесные высоты, а для нас юдоль земную оставил? Пойдем, построим башню и на вершине ее поставим идола, грозящего простертым к небу мечом и как бы вызывающего Б-га на бой. В прошлый раз мы рассмотрели два взаимосвязанных проекта, представленных в этом тексте: покорение всего человечества, объединение его под единой тоталитарной властью и – война объединённого человечества со Всевышним.  Город и Башня как раз для этих целей и строятся.


Однако же тут имеется проект, ещё более грандиозный и амбициозный – «Подпоры». Это глобальный проект, охватывающий весь мир: четыре башни на четырёх краях света. Вавилонская башня — одна из них — восточная. Проект предусматривал строительство ещё трёх башен: на севере, на юге и на западе. Каждая – ростом с Вавилонскую. Вся эта система опорных башен призвана была сдержать волнение небесного свода, дабы предотвратить следующий Всемирный потоп.  
Детали проекта и его история неизвестны.
Было ли начато строительство?
Если да, то до какой степени оно продвинулось?
Рухнули прочие башни?
Или стоят себе до сих пор, собирая толпы туристов?
Ничего не известно.
И что это за удивительное число такое: тысяча шестьсот пятьдесят шесть? Одна из литературных особенностей Торы – наличие генеалогических списков: кто кого когда родил, кто сколько жил. И вот, ежели заняться анализом этих списков, то, окажется, что от создания мира до Потопа прошло как раз тысяча шестьсот пятьдесят шесть лет. Я бы это охотно продемонстрировал, процитировав Тору, но что-то подсказывает мне, что не многих читателей увлечёт историческая арифметика, нет, определённо не многих.
Вот народ и задумался. И решил, что к следующей катастрофе, которая должна произойти через тысячу шестьсот пятьдесят шесть лет после Потопа, надо готовиться, чтобы наличное человечество не постигла участь их допотопных предков.
Идея циклических катастроф, заложенных в структуру мира, очевидным образом противоречит идее Торы, что Потоп – следствие коллективного греха человечества. Ну так ведь концепция циклических катастроф персонажная: её высказывает «народ». Из чего следует, что глас народа отнюдь не всегда глас Б-жий.
Интересно, что сам-то царь Нимрод, скорей всего, эту народную естественно-научную концепцию не разделял и сознавал, что сотрясение свода вызвано не безлично природными причинами, а волей Всевышнего. Подпоры призваны были сыграть роль своего рода небесной плотины, удерживающей волны Его гнева. А если бы это не удалось, у Нимрода был запасной план спасения: в случае Потопа он возлагал надежду на высоту башни – ведь она была много выше Арарата. Так сказано в одном мидраше. И уж, наверно, он озаботился создать на вершине инфраструктуру выживания, которая позволила бы ему припеваючи прожить над водами, затопившими землю, хоть тысячу лет. Пиршествовал бы себе блистательно вместе со спасёнными от неистовых вод гуриями и кидал в бездну яблочные огрызки.
Нимроду просто в голову не приходило, что Всевышний обрушит Башню, и все противопотопные мероприятия окажутся бессмысленными. Так погибают замыслы с размахом, вначале обещавшие успех. 
Между тем Б-г ведь обещал, что второго Всемирного потопа не будет. Но Нимрод то ли не знал об этом, то ли запамятовал, то ли отнёсся к словам Всевышнего с крайней степенью недоверия, оценивая их как очевидную дезинформацию.
Кого Б-г хочет погубить, того лишает разума.
Михаил Горелик, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции