Комик из Трастевере
Альберто Сорди: «Я считаю, что в человеке 80% смешного и только 20% трагического. Эти два качества неразделимы, и поэтому мои герои всегда будут одновременно злые и веселые, смешные и благообразные... Возможно, я хотел бы изображать итальянцев и с положительными чертами, но тогда я перестал бы быть комиком. Поэтому я продолжаю показывать их недостатки».
Festa de Noantri
Он родился в Риме, в квартале Трастевере, сплетенном из узких средневековых улочек на западном берегу Тибра. Здесь жил простой люд, жил своей обособленной от Рима жизнью, печать Средневековья лежала на этом квартале. Здесь все было другое, и даже свой главный праздник, в котором принимали участие почти все жители района, назывался Festa de Noantri — «Мы другие». Отец учил сына музыке, с малых лет прививал любовь к театру и пению. У ребенка был хороший слух, голос и талант лицедея, и в семье было решено, что зарабатывать на жизнь он будет искусством. Как и многие, кто начинал свою работу в кино, Альберто начинал с крошечных эпизодических ролей без слов на киностудии Чинечитта.
Но в 1942 году из ничем не примечательной толпы статистов его выделил режиссер Марио Маттоли — заметил непохожесть на других и предложил одну из главных ролей в своем фильме «Три орлёнка». Но известность обошла молодого Сорди стороной, он снялся еще в нескольких фильмах, а затем ушел в дубляж, в котором проработал вплоть до 1951 года. После войны, когда по всем кинотеатрам крутили американское кино, он дублировал таких мастеров, как Энтони Куинн, Брюс Беннетт, Роберта Митчэм. Всей Италии был известен его голос (еще с 1948 года выходила радиопередача «С вами говорит Альберто Сорди»), но мало кто помнил его небольшие роли в картинах «Невзгоды синьора Траве» (1945) режиссера М. Солдати или «Перевозчик» (1947) режиссера Д. Колетти.
Разными дорогами
В 1952 году молодой и неизвестный еще широкому зрителю Федерико Феллини пригласил такого же неизвестного зрителю молодого актера Альберто Сорди на роль актера-любителя в фильме «Белый шейх». Режиссером должен был быть начинающий Антониони, но его не устроил сценарий, и он отказался. К съемкам приступил сам Феллини, но картина успеха ему не принесла. Как не принесла она признания и Альберто Сорди. Режиссер не опустил руки и через год взялся за фильм «Маменькины сынки». И опять пригласил Сорди на роль одного из главных героев. Тот с ролью справился, но затем дороги артиста и режиссера разошлись: Феллини понял, что Сорди не его актер. Через несколько лет он снимет «Ночи Кабирии», картину, которая принесет ему международную славу и призвание, а Сорди будет сниматься у А. Пьетранджели, Д. Бьянки, Эдуардо де Филиппо. Но славу и успех обретет, когда в итальянском кино возникнет новый жанр.
«Комедия по-итальянски»
Новый жанр — «комедия по-итальянски» — возник на рубеже 1950–1960-х годов, истоки уходили в commedia dell’arte, режиссеры стали использовать понятный всем площадной, народный юмор. Первым, кто снял картину в этом жанре, к слову, завоевавшем вскоре не только всю Италию, но и всю Европу, был режиссер Марио Моничелли. Его «Злоумышленники неизвестны» (1958) собирали полные залы. Затем к этому жанру обратились такие мастера, как Луиджи Коменчини («Все по домам, 1960), Пьетро Джерми («Развод по-итальянски», 1961), Дино Ризи («Обгон», 1962) и другие. Вот тогда в полную меру Альберто Сорди и сумеет раскрыть свой уникальный талант — талант трагического комедианта. Дарование редкое, которое встречается только у больших актеров.
Фильмы, снятые в этом жанре, принесли популярность Софи Лорен, Клаудии Кардинале, Монике Витти, Марчелло Мастроянни, Витторио Гассману, Уго Тоньяцци. У героев были те же беды, горечи и печали, порой изломанные судьбы, но несмотря ни на что они умели радоваться жизни. Сорди как-то легко, без особого напряжения, вписался в этот ряд звезд, принесших мировую славу итальянскому кинематографу, и сам стал звездой (не только на итальянском — мировом небосклоне), в то же время выделяясь на этом фоне другим талантом: в его в игре комическое тесно переплеталось с трагическим, это был смех сквозь невидимые миру слезы. Он играл героев, зависимых от тех или иных житейских ситуаций. Можно сказать, неудачников. Но не впадающих в отчаяние от жизненных неудач, не показывающих «городу и миру» свои вечные проигрыши, а, наоборот, попадая в очередную ловушку, демонстрировал напускную браваду, мнимую беспечность и показную самоуверенность. Под комической маской героя скрывалось лицо человека, растерявшегося в этом противоречивом и трагедийном мире. В картинах Д. Ризи «Трудная жизнь» (1961), Витторио Де Сика «Страшный суд» (1961) и «Бум» (1963) артист создал, может быть, самые интересные из своих трагикомических ролей.
«Средний итальянец»
В течение короткого времени Альберто Сорди стал одним из основных исполнителей ролей «средних итальянцев». Он играл учителей и коммивояжеров, регулировщиков уличного движения и профессиональных шулеров, он был врачом кассы взаимопомощи и газетным журналистом. Для комика, как говорил сам Сорди, самое важное — наблюдать нравы и характеры. В его исполнении разные «средние итальянцы» переходили из фильма в фильм, но все это были грани одного и того же национального характера. Который актер с присущим ему мастерством демонстрировал с самых разных сторон в самых разных житейских ситуациях. В его героях обычные итальянцы видели самих себя, свои достоинства и недостатки, силу и слабость, умение посмеяться над собой и, несмотря ни на что, идти дальше.
Витторио Де Сика заметил: «Никто так хорошо, как Сорди, не сумел показать среднего человека. Он выставил напоказ отрицательные стороны итальянского характера, и ему удалось попасть прямо в цель. Его сатира некоторым кажется жестокой, а я считаю, что эта жестокость возрождает моральную силу».
«Мелкий-мелкий буржуа»
В 1977 году его старый добрый знакомец режиссер Марио Моничелли, у которого в 1959 году в картине «Большая война» он сыграл никчёмного, но погибающего как герой солдата, предложит сыграть ему роль маленького человека в своей новой картине «Мелкий-мелкий буржуа». Роль, которая после выхода фильма на экран будет признана европейскими критиками самой удачной ролью Альберто Сорди. Как и фильм — самым удачным среди всех картин, снятых Моничелли.
История, рассказанная режиссером, была стара как мир. Но это была итальянская история, что и придало ей свой особенный характерный вкус. Мелкий министерский клерк Джованни Вивальди (эту роль с присущим ему блеском исполнил Альберто Сорди) перед выходом на заслуженный отдых хочет пристроить своего скромного сына Марио (Винченцо Крочитти) бухгалтером в то же самое министерство. Джованни пытается действовать традиционным способом, укоренившимся в министерстве: он унижается, льстит начальству, преподносит подарки. Но этого оказывается недостаточно, ему дают понять: надо стать одним из избранных. Чтобы завести нужные знакомства, Вивальди вынужден определить сына в тайную ложу. Но в день экзамена на должность происходит ограбление банка, и по роковой случайности шальная пуля, выпущенная одним из бандитов, убивает Марио на глазах отца.
Жена Джованни, домохозяйка Амалия (Шелли Уинтерс), узнает о случившемся по телевидению; ее разбивает паралич, она теряет дар речи, отныне ее жизнь прикована к инвалидному креслу. И тогда Вивальди, мелкий-мелкий буржуа, заурядный обыватель и конформист, превращается в беспощадного мстителя. Он мстит за гибель сына, находит убийцу, похищает его, везет в свой загородный дом, долго пытает и расправляется с ним.
Моничелли, исследуя психологию своих героев, снял фильм, в котором присутствовали элементы и комедии, и драмы, и трагедии. Едкую сатиру на национальные нравы. Фильм впервые показали в рамках официальной программы Каннского кинофестиваля 1977 года. Он получил три национальные кинопремии «Давид Донателло»: за лучший фильм, лучшую режиссуру и лучшее исполнение главной роли. Вошел в 100 лучших кинокартин, которые были выпущены между 1942 и 1978 годами.
Траур по великому комедианту
В конце1990-х Сорди практически уходит из кино. Работает на телевидении чуть ли не до своей кончины. В 2000 году, в день 80-летия Сорди, мэр Рима в торжественной обстановке вручил ему почётный скипетр Вечного города. Выдающемуся артисту оставалось жить еще три года. Его смерть в 2003-м, без преувеличения, оплакивал весь Рим. Проститься с актером пришли более полумиллиона человек.
Виктор ГОРН, Россия
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!