Мастер смертельных трюков

 Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия
 31 марта 2017
 3973

Люди с особой пластикой тела рождаются редко. Но быть в одном лице циркачом, иллюзионистом и гипнотизером мог только Гарри Гудини. В Международный день цирка, который отмечается ежегодно в третью субботу апреля, есть повод вспомнить о величайшем мистификаторе.

Люди с особой пластикой тела рождаются редко. Но быть в одном лице циркачом, иллюзионистом и гипнотизером мог только Гарри Гудини. В Международный день цирка, который отмечается ежегодно в третью субботу апреля, есть повод вспомнить о величайшем мистификаторе. 
 

Выходят на арену силачи
Петербург и Москва в начале ХХ века веселились от души. Уставшая от политики публика жаждала зрелищ и валом валила в цирк. А там — красавица-танцовщица Мария Лабунская, клоунада с животными братьев Дуровых и патриотическое шоу «Три Ивана»: борцы-силачи Лебедев, Заикин и Поддубный. Цирк стал точкой притяжения для всех сословий. Нация никогда так не развлекалась, как перед первой русской революцией.
В 1903 году на гастроли в Россию приехал известный заморский циркач Гарри Гудини. В Москве он предложил продемонстрировать свой знаменитый трюк «Освобождение от оков». Перед началом эксперимента в Бутырской тюрьме заезжую знаменитость тщательно обыскала полиция. Затем его заковали в цепи и заперли в специальном ящике для перевозки особо опасных преступников. Время пошло! Через 27 минут обессиленный пленник появился перед изумленной публикой.
Жандармам было невдомек, что прекрасно владевший своим телом Гудини проглотил тонкие стальные отмычки, а потом изверг их из желудка и открыл все замки ужасного ящика. Глава московского сыска посчитал, что гастролер утер нос русским силачам, и охранка стала приглядывать за артистом.
Когда маг и волшебник посетил Петербург, его заперли в тюремной камере в арестантской робе, но через две минуты он вышел, открыл двери соседних камер и шутки ради поменял местами заключенных. Затем проник в гардеробную, откуда вскоре появился в караульном помещении переодетым в свой костюм. А в завершение турне по Российской империи Гудини шокировал Николая II и Распутина, заставив зазвонить колокола на Красной площади.
 

Кумир зажег мечту
Настоящее имя невиданного фокусника — Эрик Вейс. Он родился 24 марта 1874 года в Будапеште и был пятым в числе восьми детей раввина Меера Сэмюэла Вейса и его супруги Цецилии. Семейство эмигрировало в США, в городок Эпплтон штата Висконсин, где отец получил пост раввина в синагоге. Но из-за своего тяжелого характера Меер потерял работу, и семья погрузилась в нищету.
А между тем маленький Эрик не пропускал ни одного представления бродячих цирков в их городке и дома часами отрабатывал какой-нибудь трюк. «Если могут другие, то смогу и я, и даже лучше них», — говорил себе еврейский мальчик-эмигрант. Для начала он вместе с братом Тео стал показывать карточные фокусы на ярмарках. Но придирчивый отец не разделял пристрастий сына к балагану. Тогда Эрик бросил школу и сбежал из дома с циркачами.
В 1887 году семья Вейсов переехала в Нью-Йорк. Блудный сын вернулся домой и стал учеником в слесарной мастерской. Нескольких месяцев хватило на то, чтобы подмастерье достиг уровня мастера и изготовил отмычку, которой поддавался практически любой замок. Эрик отпирал буфет, где родители прятали от детей сладости. Замки менялись, но, к восторгу братьев и сестер, Эрик вновь отпирал замки.
Стать бы подростку превосходным слесарем и прилично зарабатывать на жизнь, да тут ему попалась в руки книжка известного французского фокусника Роберта Гудена. Эрик заболел эскапизмом — искусством освобождения от оков. Мечтая о славе чародея, он взял псевдоним Гудини, видоизменив фамилию своего кумира, а для звучности добавил имя Гарри.
Начались упорные тренировки тела и разума. Целеустремленный юнец готовился стать величайшим иллюзионистом в истории.
 

Жена-соратница
Первое свое выступление Гудини организовал в Нью-Йорке. Но огромный город, равнодушный к неизвестным новичкам, жестоко обманул ожидания Гарри. Однако в 1893 году его печаль развеяла встреча с юной артисткой Беатрис (Бесси) Ранер. Вскоре после знакомства они стали мужем и женой. Бесси начала ассистировать Гарри и посвятила всю себя его волшебству.
Супруги приготовили ошеломляющий номер «Метаморфоза». Они попеременно исчезали и появлялись в магическом сундуке то со свободными, то со скованными руками. Чтобы поменяться местами, им хватало трех секунд. Это было невероятно!
Гарри с женой удивил Чикаго, предложив шефу жандармов свой коронный трюк. Закованный в наручники Гудини в считанные минуты выбрался из запертой тюремной камеры в присутствии репортеров. Секрет номера стал известен гораздо позже. Как оказалось, во время предварительного посещения тюрьмы Бесси отвлекала внимание полицейских, а Гарри тем временем изучил замки на дверях камер, чтобы затем подобрать к ним миниатюрную отмычку. Ее он получил от жены во время поцелуя на удачу перед опасным трюком.
Затем молодая пара решила попытать счастья в Европе и прибыла в Лондон. В Скотланд-Ярде к фокусам Гудини поначалу отнеслись прохладно. Тем не менее его отвели в камеру и приковали наручниками к стене. Но каково было изумление инспектора, когда он увидел узника, держащего раскрытые наручники!
Шоу-номер в английской столице стал удачным рекламным ходом. На следующий день газеты кричали о «подлинном чуде». С этого момента начался взлет небывалой популярности артиста.
 

Сенсации и фурор
Гарри Гудини следовал принципу: «Надуй других, не то они надуют тебя». Он ловко использовал саморекламу и создал массовое зрелище. Его имя не сходило с газетных полос, а тиражи в считанные часы раскупались подчистую. Современники о нем говорили: «Человек, который может все».
С 1910 года Гудини стал сниматься в кино. Увлекшись авиацией, он приобрел биплан и совершил первый в истории полет над Австралией. Он продолжал потрясать воображение публики, которая была как под гипнозом. Гудини сбегал от морского монстра, проходил сквозь кирпичную стену, освобождался, будучи подвешенным в мешке к карнизу небоскреба или помещенным вниз головой в камеру с водой. Он оставался невредимым в наручниках подо льдом и глотал иголки, как индийский йог.
Самыми популярными трюками «короля иллюзии» были те, где он ­по-настоящему рисковал жизнью. Пытаясь заглянуть за край невозможного, Гарри любил пощекотать нервы своим поклонникам. Однажды он освободился из жерла пушки за считанные секунды до того, как сработает запал. В другой раз, «похороненный заживо», он едва выбрался из могилы — шесть футов оказались критическими.
Гудини появлялся на шоу своих конкурентов, чтобы пристыдить их за попытку повторить его действия. А свой главный секрет иллюзионист объяснял следующим образом: «Во всех случаях главное для меня — победить страх, главное — сохранять абсолютное спокойствие и самообладание. При этом приходится действовать почти молниеносно и с величайшей точностью. Если хоть на секунду поддаться панике, то гибель станет неизбежной».
 

Чуда не произошло
Смерть матери в 1913 году вызвала у Гарри глубокую депрессию и стремление победить смерть. Желая связаться с потусторонним миром, чтобы поговорить с покойной матерью, он знакомится с известными спиритами. Но их сеансы посещает инкогнито и в два счета разоблачает шарлатанов. Последствием стал разрыв со старым другом, писателем Артуром Конан Дойлем. Автор самого логичного персонажа во всей литературе — Шерлока Холмса — был большим приверженцем спиритизма и почитал Гудини за очень сильного медиума.
Прославленный иллюзионист сблизился с президентом США Теодором Рузвельтом и принимал у себя особ королевской крови. Он объехал полмира, однако с возрастом постановочные трюки давались Гудини все сложнее. Даже после удачных выступлений он не раз попадал в больницу.
В последние годы своей жизни Гудини выпустил книги, в которых раскрыл секреты своего мастерства. Они просты, как все гениальное. Но повторить лучшие из его номеров пока не удалось никому.
Погубила Гарри случайность. Осенью 1926 года в Монреале поклонник ударил артиста кулаком в живот — тот демонстрировал чудеса своего непробиваемого пресса. Диагноз, поставленный в больнице, звучал как приговор: разрыв аппендикса и общий перитонит. В те годы антибиотиков не было, и выжить можно было лишь чудом.
Но чуда не произошло. Через девять дней, 31 октября, Гарри Гудини скончался в Детройте. Перед смертью он сказал срочно вызванному в больницу брату Тео: «Я устал бороться. На этот раз я, кажется, проиграл». Так оборвалась необычная жизнь необычного человека, который играл со смертью и вознес фокус на уровень подлинной магии. Он похоронен на еврейском кладбище Махпела в Нью-Йорке и удостоен звезды на Аллее славы в Голливуде.
Наталья ЧЕТВЕРИКОВА, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции