Прогулки по «русскому» Талмуду

 Михаил Горелик
 2 мая 2017
 1734

Б-г открывается Аврааму только тогда, когда Авраам интеллектуально к этому уже готов, когда он уже готов услышать Его. В Торе ни слова не сказано о детстве и юности Авраама. Мидраши заполняют это умолчание увлекательными историями. В прошлый раз я рассказывал о том, как звездочёты донесли царю Нимроду, что у Тераха родится ребёнок, который станет царём над миром, и Нимрод, он же злодей, вот он и решил умертвить ребёнка.

Есть и другая версия той же истории. Согласно ей, Нимрод не знал, что речь идёт о сыне Тераха: прежде чем оторвать ребёночку голову, его для начала следовало отыскать. Вот он и приказал повитухам убивать всех новорожденных мальчиков. К моменту рождения Авраама было истреблено семьдесят тысяч. Жена Тераха родила тайно в пещере и покинула младенца. Тут же появился в пещере архангел Гавриэль и питал маленького Авраама молоком, которое текло из мизинца его правой руки.
История эта явным образом инспирирована рассказом Торы — только не об Аврааме, а о Моше. Фараон велит повитухам убивать всех еврейских новорожденных мальчиков. Мать рожает Моше тайно, и он чудесным образом спасается.
Структурно рассказы эти весьма и весьма похожи. Вот только выкармливали младенца Моше более традиционным способом: кормилицей ребёнка стал не ангел, а собственная мать ребёнка, о чём спасшая Моше египетская принцесса не догадывалась.
О пребывании Авраама в пещере, где он родился, существуют разные рассказы. Согласно одному из них, Авраам пробыл в пещере десять или (по другой версии) тринадцать лет. О нём заботилась кормилица (ангел в этой истории остаётся не у дел), а отец приносил еду. Выйдя из пещеры, Авраам поселился в доме у Ноя и Шема, под руководством которых тридцать девять лет изучал Тору. Нимрод ничего не знал. Это его и погубило. А если бы и знал, это бы его всё равно не спасло.
По другой версии, Авраам покинул пещеру гораздо быстрее. Через десять дней он уже встал на ноги, а через двадцать сообщил пришедшей к нему матери, что владыка мира — Б-г, а не Нимрод, и предложил ей передать эту интересную новость царю. Наученный Сатаной Нимрод посылает на захват возмужавшего младенца войска — Б-г накрывает их мраком, войска в ужасе разбегаются.
В рассказах о детстве Авраама говорится о том, что, самостоятельно размышляя, он приходит к выводу о существовании Б-га, который выше природы и сильнее царей. В одних рассказах это приходит ему в голову в пещере, в других — при выходе из неё. Вот один из мидрашей в пересказе Бялика и Равницкого: 

«Трех лет от рождения вышел Авраам из пещеры и, увидя мир Б-жий, стал размышлять о том, кем созданы земля и небо, и он сам. Очарованный величественным видом солнца, его светом и теплом, он весь день возносил молитвенную хвалу солнцу. Когда солнце зашло, а на небе появилась луна, окруженная мириадами звезд, Авраам подумал: «Вот это светило, очевидно, и есть божество, а маленькие светильники, его окружающие, это его вельможи, воины и слуги». Всю ночь он пел гимны луне. Но вот наступило утро; луна зашла на западе, а на востоке снова появилось солнце.
– Нет, — сказал Авраам, — есть Некто, который и над солнцем властен, и над луною. К Нему стану я возносить моления мои».

Важно тут, помимо всего прочего, вот что: в мире, где идолопоклонство было само собой разумеющимся, Авраам совершенно самостоятельно, безо всякой помощи свыше, приходит к идее единого Б-га. Б-г открывается ему только тогда, когда Авраам интеллектуально к этому уже готов, когда он готов услышать Его.
В комплексе атеистических идей существует мысль, что в религиозном мире разум принижен. Это представление плохо сообразуется с фактами. Среди представителей всех религий немало блестящих интеллектуалов. И процитированный мидраш о том же: авторы мидраша высоко ценят разум, его познавательные возможности.
Массовая социальная востребованность евреев в постиндустриальном обществе вызвана в существенной мере привитым еврейской традицией интеллектуализмом, который унаследовали и люди, вышедшие за рамки традиционного мира.
Михаил ГОРЕЛИК, Россия



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции