К ПРАЗДНИКУ ТУ БИ-ШВАТ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3272
Древний комментарий подчеркивает, что здесь Всевышний научил Моше, как исправить одну горечь другой. Дерево, которое имеет горькую на вкус древесину, способно сделать горькую воду «сладкой», т.е. пресной и пригодной для питья.
К празднику Ту би-Шват — Новому году деревьев 15 Швата (25.01.05) «И указал Всевышний дерево» («Шмот», или «Исход», 15:25) Древний комментарий подчеркивает, что здесь Всевышний научил Моше, как исправить одну горечь другой. Дерево, которое имеет горькую на вкус древесину, способно сделать горькую воду «сладкой», т.е. пресной и пригодной для питья. Нечто подобное случается и в жизни. Горечь невзгод и утрат можно исправить иной горечью, которая происходит от осознания своих грехов и собственных ошибок. Но если суметь все это преодолеть, то в конце концов горечь и боль уходят, и их сменяют радость и сладкое упоение от победы над самим собой и над жизненными обстоятельствами. Всему этому учит нас дерево, упомянутое в Торе. (Из сборника комментариев «Ктав-Софер») Беседы об этико-философском сочинении Алтер Ребе, книга «Тания» ИЗ ИСТОРИИ НАПИСАНИЯ КНИГИ Что такое книга «Тания» и почему так важно ее изучать? Что нового принесло с собой хасидское учение? Как к одному и тому же результату можно добраться «длинным» и «коротким» путем? И наконец, кто такой «средний» еврей? Ответы на все эти и многие другие вопросы — в ближайших беседах. Вначале Алтер Ребе не предполагал издавать свой труд. Однако его книга стала расходиться в рукописных копиях с большим количеством неизбежных при этом неточностей и ошибок. Впрочем, некоторые «неточности» могли быть внесены и вполне сознательно недобросовестными переписчиками. Поэтому после двадцатилетней кропотливой работы над книгой Алтер Ребе счел необходимым ее издать. Впервые книга «Тания», или «Ликутей амарим» («Сборник статей»), а точнее, первые ее три части были изданы в городе Славута (на Украине) в 1796 году. Перед этим Алтер Ребе подготовил тщательно выверенную редакцию книги, чтобы отдать ее на рецензию двум своим старшим товарищам, известным своей праведностью и благочестием. Это были рабби Мешулем Зусел (рэб Зюся) и рабби Иегуда Лейб-га-коэн, причем оба жили в маленьком украинском городке Аниполи, только на противоположных его концах. Посланник прибыл в город и передал двум праведникам по рукописному экземпляру книги практически одновременно. Только рабби Зюся открыл рукопись и прочитал первые строчки, как книга настолько захватила его, что он не смог оторваться, пока не прочитал ее всю. Когда же он наконец закончил, было уже далеко за полночь. Но разве мог он не поделиться радостью со своим близким другом рабби Иегудой Лейбом? И он немедленно вышел из дому и направился через весь город к рабби Лейбу, чтобы рассказать, какую замечательную книгу ему посчастливилось прочитать. А рабби Иегуда Лейб в это время тоже закончил читать свой экземпляр книги «Тания». И конечно же, он тоже не смог дождаться утра, так не терпелось ему поведать своему лучшему другу рабби Зюсе, что еще не перевелись мудрецы на свете. И он отправился в путь. Надо ли говорить, что встретились они точно посередине и, не сговариваясь, пустились в пляс. А как иначе может хасид по-настоящему выразить свои чувства?! И весь Аниполи танцевал и веселился вместе с ними. А потом рабби Иегуда Лейб написал свою рецензию. Вот его слова: «Книга «Тания» — это лекарство от всех духовных и физических болезней и недугов еврейского народа времен Мошиаха». Рабби Мешулем Зусел высказался несколько иначе: «С этой книгой мы выйдем встречать нашего праведного Мошиаха!» И да будет так! Лекарство Это сравнение учения хасидизма с лекарством неслучайно. Далеко не для всех было очевидно, что путь, который выбрал рабби Исроэль Баал Шем Тов, основатель хасидизма, верен. Раскрывать самые сокровенные тайны Торы простым, малограмотным людям? Вековая мудрость в убогой сельской синагоге? Эта история произошла в то время, когда самого Баал Шем Това уже не было в этом мире. И на духовном посту его сменил ученик — рабби Дов Бер, знаменитый Межеричский Магид (Проповедник). Однажды лист бумаги, на котором был записан хасидский текст, оказался в канаве. Один из раввинов поднял его и предъявил как «вещественное доказательство» самому Магиду. «Вот что делаешь ты и твои ученики — вы втаптываете в грязь сокровенные тайны нашего святого Учения». Алтер Ребе, который присутствовал при этом, хотя и был самым младшим из присутствующих, вынужден был немедленно откликнуться на этот упрек. Он рассказал притчу о царе, у которого был один-единственный горячо любимый сын — его наследник. Однажды царский сын так тяжело заболел, что никакие лекарства уже не помогали. Он даже не мог глотать, и все врачи отказывались его лечить. Когда царь уже отчаялся спасти сына, неожиданно появился раввин, который взялся помочь. Но каков был его рецепт? У царя была корона — символ царской власти, а главным ее украшением служил великолепный драгоценный камень, равного которому по красоте не было на всем белом свете. И вот раввин предлагает царю взять этот камень и растолочь его, а из порошка приготовить снадобье. И если удастся влить его царскому сыну в рот, хотя бы несколько капель, то... может быть, это поможет, и он поправится. Вначале царь не знал, как ему поступить. Уничтожить уникальный камень, символ царского величия, при том без особой надежды на успех? Но что стоит все его богатство, и чего стоит его царство, если у него не останется наследника? И царь велел растолочь камень и приступить к лечению. Пока не поздно. Даже, если большая часть лекарства прольется мимо... Все присутствующие поняли аллегорию. Перед тем как появился Баал Шем Тов, в конце XVII века «царский сын» — еврейский народ находился в полуобморочном состоянии после страшных погромов Б.Х. (да будет стерто имя злодея и память о нем). Хасидизм и стал тем самым лекарством, последним спасительным средством, которое пробудило еврейский народ и вернуло его к жизни. И разве ради этого не стоило рискнуть «драгоценным камнем, украшением царской короны» — начать раскрывать самые сокровенные и глубокие тайны Торы, которую называют «царской короной» царя этого мира?


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции