КАК СТАДО БАРАНОВ, ИЛИ ПОЧЕМУ БЫЛ РАЗРУШЕН ИЕРУСАЛИМ
Раввин Довид Карпов
24 июля 2007
3609
Что только не называли Мудрецы в качестве истинной причины самой большой национальной трагедии: уничтожения Храма, и разрушения Иерусалима римлянами: и нарушение святости Субботы, и неуважение по отношению к Мудрецам, и наконец, беспричинную ненависть и вражду между евреями. Все сказанное отчасти верно: духовная деградация еврейского народа той эпохи включала все эти признаки, что в конечном итоге и привело к разрушению Второго храма и последующему т.н. эдомскому Изгнанию. Ситуация, сложившаяся в древней Иудее две тысячи лет назад, вряд ли может повториться когда-нибудь вновь. Но есть ошибки, которые мы склонны постоянно повторять, например безразличие к судьбе другого
Что только не называли Мудрецы в качестве истинной причины самой большой национальной трагедии: уничтожения Храма, и разрушения Иерусалима римлянами: и нарушение святости Субботы, и неуважение по отношению к Мудрецам, и наконец, беспричинную ненависть и вражду между евреями. Все сказанное отчасти верно: духовная деградация еврейского народа той эпохи включала все эти признаки, что в конечном итоге и привело к разрушению Второго храма и последующему т.н. эдомскому Изгнанию. Ситуация, сложившаяся в древней Иудее две тысячи лет назад, вряд ли может повториться когда-нибудь вновь. Но есть ошибки, которые мы склонны постоянно повторять, например безразличие к судьбе другого.
Существует даже отдельная заповедь наставлять ближнего на путь истинный. Причем эти наставления следует делать хоть до ста раз, коль скоро наши усилия так и не возымели должного действия. Тогда становится понятным высказывание рабби Шимона бар Аба, который сказал от имени рабби Ханина: «Иерусалим был разрушен не иначе, как потому, что люди перестали наставлять друг друга», как сказано («Эйха», или «Плач Иеремии», 1:6): «И покинуло дочь Сиона все ее великолепие, ее вельможи стали подобны баранам, что не нашли пастбища и пошли обессиленные впереди преследователя». Но мудрецы не останавливаются на этом и продолжают свои рассуждения: «Какова отличительная черта баранов? Когда они пасутся, то каждый занят своим кормом и не обращает никакого внимания на соседа. А когда гонят стадо баранов, то они идут гуртом, при этом морда одного барана упирает в хвост идущего впереди, и ничего, кроме этого хвоста, он не видит». Именно так вели себя евреи того трагического поколения: «каждый опустил глаза и уставился в землю», не замечая соседа с его горестями и проблемами.
Но, оказывается, по мнению Традиции, существовала и более веская причина. Сказал рав Гемнуна: «Иерусалим был разрушен не иначе, как потому, что перестали обучать детей Торе», как сказано («Иеремия», 6:11): «...Излей (Свой гнев) на детей, которые на улице». Когда еврейский народ заслуживает гнева и кары небесной? Когда их дети болтаются на улице вместо того, чтобы заниматься Торой. Ему вторит другой мудрец Рейш Лакиш, который повторяет слова рабби Иегуды-га-Наси*: «Мир существует лишь благодаря словам Торы, которые произносят детские уста». Еврейские дети, которые занимаются изучением Торы, настолько святы, что их не следует отвлекать даже ради такого великого дела, как строительство Третьего храма. И еще добавил Рейш Лакиш по этому поводу: «Эту мудрость я перенял у своих Учителей: «Город, в котором не занимаются с детьми Торой, достоин того, чтобы быть отверженным».
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!