Немецкие будни «русского» раввина Пушкина

 Наталья Лайдинен
 8 августа 2017
 3187

Всегда приятно неожиданно встречать в дальних поездках земляков, рассыпанных по всему земному шару. Особенно, когда выясняется, что человек родом из твоего города, учился с тобой в одной школе, у тех же педагогов. Вот только судьбы порой оказываются непредсказуемыми, складываются совсем по-разному. Тем интереснее побеседовать, узнать обо всем непосредственно от первоисточника. Раввин Иехуда (в прошлом Игорь) Пушкин родом из северного Петрозаводска, что в Карелии. В 1991 году окончил одно из лучших учебных заведений в городе — гимназию № 17 с углублённым изучением иностранных языков. А дальше, неожиданно для многих, исчез из поля зрения. Как оказалось, поступил в московскую ешиву, репатриировался в Израиль…  

Сегодня он — раввин синагоги старинного Эслингена в земле Баден-Вюртемберг (Германия), курирует в общей сложности восемь небольших еврейских общин в близлежащих городках («филиалов» большой земельной общины Вюртемберга с центром в Штутгарте), значительную часть времени проводя в разъездах между ними. Его подопечными являются более шестисот человек. До переезда рава Пушкина в Эслинген этих преимущественно пожилых людей, кроме социальных работников, практически никто не навещал.
Стоит напомнить, что во времена нацизма в Эслингене, как и во многих других местах Германии, евреи, проживавшие в городе и окрестностях на протяжении столетий, были практически поголовно истреблены, их имущество конфисковали, синагоги разорили и уничтожили. На долгие годы еврейская жизнь в этих местах замерла. О страшных событиях напоминают мемориальные доски на улицах Эслингена.
В настоящее время местная община активно возрождается. Наш разговор начался с того, что раввин Пушкин провел экскурсию по недавно отремонтированной двухэтажной синагоге, расположенной в историческом особняке XV века. Справедливость восторжествовала: здание, оскверненное и отобранное у евреев в 1938 году, в 2012-м было возвращено муниципалитетом еврейской общине. От фасада строения, выполненного в стиле «фахверк», веет далеким Средневековьем, а внутри все удобно и современно: молельный зал, учебные классы, молочная и мясная кухни, столовая, комната для занятий с детьми, рабочий кабинет. Предмет особенной гордости — торжественно внесенный в синагогу свиток Торы, написанный в Израиле. Средства на него собрали всем миром — помощь поступила от семнадцати организаций, членов общины, обычных горожан.
За чаем, предложенным гостеприимным хозяином, который одинаково свободно владеет русским языком, ивритом и немецким, мы поговорили о превратностях судьбы и новой еврейской жизни в Германии.
***
– Уважаемый рав Пушкин, в какой семье вы родились?
– Это была обычная интеллигентная советская семья, все были ассимилированы. Папа трудился сначала в Академии наук, потом в Северном научно-исследовательском и Проектно-конструкторском институте рыбного хозяйства. По его линии бабушка и дедушка — известные медики. Моя мама тоже всю жизнь работает врачом. Никакой передачи традиции, еврейского воспитания дома не было. В школе я учился весьма средне, отличался только по гуманитарным дисциплинам.
А потом всё вокруг резко изменилось и в стране, и в моей жизни тоже. В связи с событиями, произошедшими в России конце 1980-х – начале 1990-х годов, люди искали новые пути, возрождалась религиозная жизнь в целом и еврейская в частности. Обучаясь в последних классах, я уже ездил в синагогу в Ленинград (400 километров от Петрозаводска), посещал воскресную школу. Так что поступление в 1992 году в московскую ешиву «Мекор хаим», а затем и переезд в Израиль стали для меня процессом не спонтанным, а вполне естественным. На мое становление повлияла атмосфера, существовавшая в те годы в ленинградской синагоге, а позже и бурлившая в Москве еврейская жизнь, в которую я окунулся. Многие институты создавали с нуля буквально на моих глазах, приезжали уважаемые раввины. Все это вместе предопределило выбор жизненного пути.
– Как складывалась ваша судьба дальше?
– Я учился в Израиле в ешиве, отслужил в армии, женился. Служил в образовательных войсках, потом в военном раввинате. Когда настало время определяться, решил стать раввином, поступил в колель. Так получилось, что после окончания учебы в 2002 году я с семьей впервые поехал в Германию по работе, осваивал немецкий язык. Спустя три года мы вернулись в Израиль. Еще год я продолжал образование, а в 2006 году вновь оказался в Германии, трудился в Ганновере и Гамбурге. Шесть лет назад было принято решение поселиться в Эслингене, рядом со Штутгартом, поскольку в городе достаточно большая община (триста человек), главным образом русскоязычная. Когда мы здесь обосновались, процесс переговоров между общиной и муниципалитетом о передаче евреям старинного здания синагоги был в самом разгаре. Скромно предположу, что в пользу положительного решения о ее открытии повлияли в том числе мой переезд и последующая деятельность.
– Расскажите, пожалуйста, подробнее, о работе, которая ведется на базе еврейской общины Вюртемберга.
– Начнем с того, что ежедневные нужды еврейской общины в Германии финансируются на государственные деньги в рамках земельного договора, а для реализации отдельных конкретных целей привлекаются средства спонсоров. Существует практика сбора так называемого церковного налога с членов официально признанных религиозных организаций, который возвращается потом обратно в общину.
Так сложилось, что в Эслингене и других «филиалах» мы взаимодействуем преимущественно с пожилыми евреями. Молодежь предпочитает стекаться в крупные города, разнообразная работа с ней осуществляется на базе Штутгарта. Уровень репатриации из Германии, как и из других стран, в настоящее время невысок, скорее упор делается на участие в различных программах, которые дают возможность в дальнейшем при желании остаться для проживания в Израиле. Очень популярны среди молодых евреев познавательные программы «МАСА» и «Таглит». Во многих «филиалах» действуют религиозные школы, на их базе занимаются с детьми, в группах по 5–7 человек. К сожалению, существует проблема недостаточной активности людей среднего возраста от 25 до 50 лет.
С учетом предпочтений членов общины и горожан в Эслингене и других «филиалах» представлена обширная культурная программа, мы организуем концерты, на которых исполняются произведения еврейских композиторов, классика сефардов и ашкеназов, популярные народные и современные мелодии, а также звучит музыка разных народов.
– Существует ли интерес к еврейской культуре, истории, традиции среди жителей Германии?
– В последние годы мы наблюдаем тенденцию роста внимания к еврейской истории и религии в разных странах мира, даже там, где присутствие евреев в силу определенных причин минимально, например, в Польше. Германия не является исключением. Я бы сказал, что интерес к теме здесь даже выше среднеевропейского, что обусловлено непростым развитием событий в прошлом. Причем любопытство немцев касается не только исторических и культурных вопросов, востребована информация об Израиле, как политическая и экономическая, так и религиозная. Мне доводилось встречать жителей Германии, которые неоднократно бывали в Израиле. Во многих городах на базе Народного университета существуют курсы иврита, которые посещают не только евреи.
– Сталкивались ли вы в Германии с какими-то проявлениями антисемитизма?
– В обычной жизни, на улицах — никогда. Тем не менее антисемитизм в разных формах присутствует в немецком обществе, среди эмигрантов из стран Ближнего Востока, в прессе, которая критикует Израиль вне формата политического дискурса.
– Осуществляется ли взаимодействие еврейской общины Эслингена с представителями других конфессий?
– Да, мы активно участвуем в межрелигиозном диалоге с христианскими церквями и культурными обществами. Такое взаимодействие существует на протяжении многих лет, и уже удалось достичь определенных позитивных результатов. Новое направление для иудейских общин и христианских объединений, которое сейчас только начинает развиваться, — формирование диалога с мусульманскими организациями. Обе крупные мечети Эслингена уже сотрудничают с нами, мы надеемся на расширение контактов.
Беседовала 
Наталья ЛАЙДИНЕН, Россия



Комментарии:

  • 19 октября 2018

    Алекс

    Если б вы знали, как мне горько ощущать,что в Германии евреям живётся лучше, чем в эреце,


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции