ТОРА И СОВРЕМЕННОСТЬ

 Раввин Довид Карпов
 30 июля 2018
 1366

«Идти в ногу со временем — означает жить событиями недельной главы Торы».

Алтер Ребе, основатель Любавичского движения

 

Тора является полноправным «Хозяином» (балабос) в этом мире, и все, что происходит вокруг нас, неразрывно связано с содержанием недельной главы и событиями еврейского календаря. Надо лишь уметь разглядеть и понять эту связь, чтобы руководствоваться ей в повседневной жизни и своем служении Творцу.

 

На ясный огонь

К 70-летию Государства Израиль

«Дом Якова, давайте пойдем на свет Господа» (Ишайя, 2:5).

 

На ясный огонь, моя радость, на ясный огонь —

Езжай на огонь, моя радость, найдешь без труда.

Булат Окуджава

 

70 = 7х10

«Дни лет наших — семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет, и надменность их — суета и ложь, ибо быстро мелькают они, и умираем мы» (Книга Псалмов, 90:10)

 

Два рукотворных социалистических государства, созданных не в результате естественных исторических процессов, а по Б-жьей и человеческой воле, как некий грандиозный исторический и социальный «проект» — Израиль и Советский Союз, теперь «ровесники»: им обоим по 70 лет. Правда, того Советского Союза давно уже нет, но дело его живет.

В еврейской Традиции семьдесят лет не менее значимый срок, чем сорок лет, в течение которых мы скитались по пустыне. Именно столько — семьдесят лет, по мнения автора Псалмов, насчитывает средний человеческий век, как сказано (90:10): «Дни лет наших — семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет...» Кроме того, семьдесят лет длился Вавилонский плен, который закончился возвращением части изгнанников на Святую землю и строительством Второго храма.

Но дело даже не в совпадении и магии чисел — тут научная точность и расчет. Как известно, семилетний, или «субботний» цикл является основным в еврейском календаре и связан с семью Б-жественными качествами (мидот), которые соответствуют семи дням недели или семи годам цикла шмиты*. С другой стороны, общее число Б-жественных качеств, или «сфирот» — десять, поэтому многие исторические события насчитывают десять ступеней или этапов.

В частности, именно этим можно объяснить, почему Мишна («Поучения Отцов», или «Авот») перечисляет целый ряд явлений, связанных с числом десять (см. начало гл. 5). Но нас в первую очередь интересуют те, которые связаны со временем, как сказано (5:2): «Десять поколений насчитывается от Адама до Ноаха. (…) И десять поколений насчитывается от Ноаха до Авраама». Мишна объясняет, что в данном случае десятью поколениями исчерпывалось «терпение» Всевышнего (эрех-апаим), который готов был ждать в течение десяти поколений, пока человечество образумится. В первом случае в конце этого срока Он наслал Всемирный потоп, а во втором послал великого праведника и проповедника Авраама, родоначальника еврейского народа и традиции единобожия.

Этот ход событий определяется тем, что в течение десяти поколений последовательно раскрылись все десять Б-жественных качеств (эсер-сфирот), а значит, были исчерпаны все потенциальные возможности человечества для исправления.

Таким образом, 70 лет, или 7х10 включают сразу оба цикла, поскольку за это время десять раз проходит семилетний период. И действительно, в свое время, спустя семьдесят лет после своего основания, развалился Советский Союз. Ребе назвал тот год «годом великих чудес» (арэну-нифлаот), сославшись на отрывок из книги пророка Михи (Миха/Михей, 5:17): «Подобно дням твоего Исхода из Египта Я покажу тебе чудеса (арэну-нифлаот) в конце времен», а также сделал нам свое духовное завещание.

Но окончание семилетнего цикла вовсе не обязательно (как могло бы показаться) должно закончиться коллапсом и разрушением. Как уже было сказано, спустя семьдесят лет неизбежно должен начаться новый этап, и иногда он связан с продвижением вперед и новыми горизонтами. Так было в конце семидесяти лет Вавилонского плена, который завершился Избавлением: возвращением на Святую землю и строительством нового Храма.

 

Ибо Я Господь — целитель твой

«И сказал: если ты будешь слушаться гласа Господа, Б-га твоего, и угодное пред очами Его делать будешь, и внимать будешь заповедям Его, и соблюдать все законы Его, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я Господь, целитель твой» (15:26)

 

День создания Государства Израиль, который отмечается в стране как День независимости (йом-га-ацмаут), неслучайно пришелся на начало месяца Ияр. В еврейской традиции этот месяц считается спасительным и целительным, а его девизом стала цитата из Торы: «Я Господь, целитель твой».

Во время седьмого дня праздника Песах — Швии-шель-Песах мы читали отрывок, в котором описывались события в местечке Мара (в переводе — «горечь»). Там еврейский народ в очередной раз начал роптать, потому что вода в источнике оказалась «горькой» (имеется в виду: сильносоленой и непригодной для питья). Тогда Всевышний указал Моше особое дерево, которое сделало воду «сладкой», т.е. пресной, как сказано (15:25): «И возопил Моше к Гос-поду, и указал ему Господь дерево, и он бросил его в воду — и стала вода пресною». Эта история стала символом того, как можно не только опреснять воду, но (что важнее) горечь поражения и неудач обратить в радость победы. Тем более что в конце этого отрывка Господь обещает, что «ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, Я не наведу на тебя», поскольку «Я Господь, целитель твой» (рофэха). А известно, что Всевышний — самый искусный Целитель, поскольку Он искореняет болезни полностью, как будто их и не было, а «лекарство» посылает прежде самой «болезни». Более того, в самой болезни зачастую и надо искать пусть к исцелению. И мы видим осуществление этого принципа как раз на примере Государства Израиль.

Парадоксальной является сама история возникновения Израиля, который создавался вначале как «социалистическое государство» (последствия этого до сих пор ощущаются в политической жизни страны), причем при активной поддержке того же Советского Союза и лично товарища Сталина. Как известно, на заседании ООН в конце 1947 года определяющей стала позиция советской делегации, члены которой настояли на создании двух независимых государств: еврейского и арабского. Но главными, конечно, стали те пять голосов, которые обеспечили решающий перевес во время голосования (33 голоса из 56). Из проголосовавших «за» под влиянием СССР находились четыре страны: Белорусская ССР, Польша, Украинская ССР и Чехословакия.

Удивительно «про-израильской» и «про-еврейской» оказалась также позиция Андрея Громыко (кстати, женатого на еврейке Полине Жемчужной). Вот его слова:

«Сущность проблемы состоит в праве на самоопределение сотен тысяч евреев, а также и арабов, живущих в Палестине... их право жить в условиях мира и независимости в их собственных государствах. Надо принять во внимание страдания еврейского народа, которому ни одно из государств Западной Европы не смогло помочь в период их борьбы с гитлеризмом и с союзниками Гитлера в защите их прав и их существования... ООН должна помочь каждому народу получить права на независимость и самоопределение...»

Таким образом, горечь Холокоста и сталинские репрессии неожиданным образом обернулись спустя почти две тысячи лет появлением еврейского национального государства, причем не в Уганде или Биробиджане, а на своей исторической территории — на Ближнем Востоке. Всевышний сдержал «обещание», данное еще в Торе, и послал народу «исцеление». Но, конечно, самым полным и окончательным «исцелением» станет приход нашего праведного Избавителя — скоро, уже в эти дни!

***

Примечание

*О семилетнем цикле и седьмом «субботнем годе» (швиит) сказано («Ваикра», 25:4): «А в седьмой год — суббота покоя да будет для земли, суббота Господня: поля твоего не засевай и виноградника твоего не обрезывай».

**

И все же, почему в конце XIX века многие евреи ушли в революцию и сионизм? На этот вопрос отвечает история про Ребе МАГАРАШа (1834–1882), который как раз в это время стоял во главе еврейской общины России и Любавичского движения.

***

Свет традиции

«Дом Якова давайте пойдем на Б-жий свет» (Ишайя, 2:5)

 

Ребе МАГАРАШ (чей день рождения мы отмечали 2 Ияра) возглавил хасидское движение во второй половине XIX века, когда стало набирать силу движение за возвращение евреев в Палестину, получившее впоследствии название сионизм*. Как известно, первые сионистские организации носили ярко выраженный антирелигиозный характер, видя будущее еврейского народа не в том, чтобы следовать «ветхозаветной традиции», а в борьбе за свои политические права и в стремлении быть «как все прочие народы».

Это в свою очередь подразумевало активное участие в общественной и политической жизни общества и достигалось, как правило, ценой отказа от «патриархальных устоев» и религиозного образа жизни. Отсюда неприятие сионистских идей со стороны большинства религиозных авторитетов того времени.

Однажды Ребе МАГАРАШ, требуя уступок в беседе с высокопоставленным государственным чиновником, поставил жесткий ультиматум. Буквально он заявил следующее: «Если государство и дальше не будет учитывать интересы еврейского населения, то я заберу с собой тысячи еврейских семей и уеду с ними на Святую землю». Говорят, что чиновника тогда весьма смутила такая постановка вопроса.

«И я бы на самом деле исполнил свою угрозу, — признавался потом Ребе МАГАРАШ в кругу близких ему людей, — если бы не известная сионистская организация БИЛУ**, которая как раз к этому и призывала».

В данном случае Ребе не захотел, пусть и косвенным образом, оказывать поддержку этой организации и ее деятельности. «Но я бы все-таки пошел на этот шаг, — добавил Ребе МАГАРАШ, — если они хотя бы это делали, исходя из религиозных соображений».

За этими словами кроется более глубокий смысл. Название организации «БИЛУ» представляет собой аббревиатуру отрывка из Писания (2:5): «Дом Якова давайте пойдем…», как подразумевалось активистами БИЛУ — на Святую землю. Но полностью эта фраза звучит так: «Дом Якова давайте пойдем путем, освещенным светом Б-жьим». Вот этого, второго условия — «Б-жьего света» (ор-га-шем), заключенного в Торе и традиционном укладе, как раз, к сожалению, и не хватало сионистскому движению как в самом начале его деятельности, так и сегодня.

**

Примечания

*От поэтического названия Иерусалима и Храма — «цион» (в русскоязычном звучании: Сион), что переводится как «знак», «памятная метка». Имеется в виду: знак присутствия Творца в этом мире (Шхина).

**Серия погромов в 1881–1884 годах в Российской империи и дискриминационные антиеврейские законы, принятые примерно в то же время, привели к массовой иммиграции еврейского населения. В результате в Харькове возникло одно из первых в России «сионистских» движений — БИЛУ, целью которого было сельскохозяйственное освоение территории Земли Израиля (тогда часть Османской империи). Название БИЛУ состояло из первых букв (акроним) выражения из пророка Ишайи (2:5): «Дом Якова давайте пойдем…» Подразумевалось: пойдем в Землю Израиля.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции