Дина Рубина на солнечной стороне

 Элла Митина, Израиль
 20 мая 2019
 1420

Когда мне было 14 лет, я прочла в журнале «Юность» рассказ Дины Рубиной «Астральный полет на уроке музыки». И влюбилась навсегда в ее прозу, дерзкую, свободную, легкую и глубокую. А потом познакомилась и с самой писательницей – мы вместе учились в Консерватории. С тех пор наша дружба длится уже больше сорока лет. Дина за эти годы меняла города и страны. Но рано или поздно, по странной случайности, мы тоже оказывались в том же городе и той же стране. Вначале, выйдя замуж за художника Бориса Карафелова, Дина переехала в Москву – через десять лет, сделав крюк на Ленинград, и мы оказались в столице.  

К началу 1990-х Дина с семьей переехала в Израиль, а спустя почти 30 лет мы также эмигрировали на Святую Землю. Наша дружба и духовное родство не прерывались никогда, несмотря ни на какие расстояния и границы. Мой муж, кинорежиссер Станислав Митин, тоже, конечно, ташкентский человек и, как и я, дружит с Диной более сорока лет. Он снял два фильма по ее прозе – «Любку» и «Двойную фамилию».
Поэтому, когда у Дины подоспел очередной юбилей, мы со Станиславом поняли, что должны его отметить большим документальным фильмом. И предложили идею проекта московской телекомпании «АБ-ТВ», в которой я работала до отъезда в Израиль. Заявка на фильм в телекомпании понравилась. Первый канал ее одобрил и заказал производство картины. Так, в начале апреля 2018 года мы начали снимать фильм, который назвали «Дина Рубина. На солнечной стороне».
Съемки проходили в Иерусалиме, Москве и Ташкенте – главных городах в творческой и личной жизни писательницы.
Всякий, кто когда-либо был знаком с Диной, знает, как обманчива ее натура – при общении с ней кажется, что перед тобой легкий, открытый, распахнутый человек. Однако это - тотальное заблуждение. Дина закрыта и в свой мир мало кого допускает. 
Поэтому наша задача – снять фильм-монолог, протяженностью почти час – была нелегкой. Кроме того, за свою жизнь Дина дала сотни газетных, радио и телевизионных интервью, в которых многократно рассказала о себе и о своем творчестве. А биография у Дины одна. Что она может рассказать нам нового? О чем еще мы можем ее спросить? 
Кроме того, снимать фильм о писателе с более чем благополучной судьбой - Дина не была гонима властями, ее не запрещали, ее полюбили миллионы читателей буквально после первой же публикации в «Юности» - довольно сложная задача. На чём строить драматургию и конфликт? Чем, как говорится, удивлять публику и держать в напряжении?
Все это, конечно, представлялось нам задачей трудной, но и интересной. Решено было, что фильм будет построен как диалог между Диной и Станиславом, причем в кадре Станислав будет появляться редко и мало. Основное внимание на Дину. Разумеется, будет сниматься и Борис Карафелов – не только самый близкий ее человек, с которым она живет больше 30 лет, но и художник, оформивший большинство ее книг, а также дочь Ева и друг Дины, поэт и писатель Игорь Губерман.
Честно говоря, мы также сняли интервью и с другими замечательными людьми – писательницей Мариной Москвиной, с которой Дина дружит много лет, Константином Худяковым, режиссером фильма «На Верхней Масловке» (по повести Дины Рубиной), поэтом Андреем Дементьевым (Дина приятельствовала с ним во время работы Андрея в Израиле).
Но при монтаже оказалось, что интонация Дининого монолога — личная, сокровенная и в то же время обращенная к миллионам зрителей, была такой сильной, притягательной и убедительной, что ее не хотелось перебивать никакими другими высказываниями. В итоге, они с Борисом составили дуэт, в котором у каждого, как в хорошем музыкальном ансамбле, была своя партия и своя интонация.
В конце - концов нам все-таки удалось разговорить Дину, и она, быть может, впервые, так откровенно рассказала и о своем трудном детстве, в котором маленькая фантазерка и мечтательница получала от матери нагоняй за «пустопорожние мечтания», и о тяжелом характере отца-художника, который ее, четырехлетнюю, заставлял часами ему позировать, и о том, как его, умершего пять лет назад, ей сегодня недостает, и о горечи жизни в Москве, в которую она когда-то так стремилась уехать и которая так и не стала для нее родной, и о тяжелейших первых годах жизни в Израиле.
Но все же не биографические факты стали главными для фильма и даже не откровенные высказывания писательницы. Главным для нас было желание передать ауру ее поэтического мира, побудительные мотивы, которые рождают образы и мысли ее книг, настрой ее внутреннего мира.
В этом нам помогли и волшебные пейзажи Иерусалима, и солнечные районы старого Ташкента, из которых потом вырос ее знаменитый роман «На солнечной стороне улицы», и сумрачное небо ранне-весенней Москвы с ее чудным Ботаническим садом, в котором когда-то гуляли Борис и Дина, и огромные пространства столицы, так и не принявшие когда-то провинциалку, приехавшую покорять город своей мечты.
В создании атмосферы фильма главную роль сыграл наш оператор Сергей Амиржанов, который сегодня считается одним из лучших в своей профессии, и который, буквально, не расставался с камерой ни на минуту (а мы снимали по 10 часов в день!). Он старался и подсмотреть Дину в самых неожиданных ситуациях, и снять какой-то особенный закат или восход, или то, как Дина общается с людьми.
Кстати, общение случайных и не случайных людей с писательницей могло стать темой отдельного фильма. Какой же прием оказывали Дине всюду, куда мы приезжали на съемки! Особенно нас впечатлил Ташкент. В ее родной Специальной музыкальной школе имени Успенского нашу группу встречал детский оркестр народных инструментов, а несколько девочек-учениц пустились в пляс. А вместе с ними и Дина, заражённая их искренностью и зажигательностью.
Одна маленькая девочка танцевала так заразительно, что Дина в конце их танцевального дуэта сняла с руки кольцо с жемчужиной и подарила ей на память. «Она потом вырастет и вспомнит нашу встречу», - объяснила нам всем свой порыв писательница.
Не забыть и пресс-конференцию в Республиканской библиотеке, на которую пришла, кажется, вся пишущая братия Ташкента. Когда Дина вошла в зал, то все, как один, встали и зааплодировали. Это было очень впечатляющее зрелище, в котором были и гордость за свою знаменитую землячку, и любовь к ее прозе.
Фильм пока не был показан по Первому каналу, но он уже получил Главный приз на израильском международном Фестивале документального кино в Афуле, он также приглашен и на многие другие кинофестивали.
Теперь фильм зажил своей отдельной жизнью, как живет любое произведение после того, как поставлена точка, а мы с теплотой вспоминаем работу над ним, а трудностей, кажется, и не было.
Элла Митина, Израиль



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции