В качестве новогоднего поздравления

 Раввин Довид Карпов
 28 ноября 2019
 464

В конце дней «И призвал Яков сыновей своих, и сказал: соберитесь, и я поведаю вам, что случится с вами в конце дней.» (49:1) — Хаим, поздравляю тебя с Новым годом, пойдем выпьем по этому поводу! — Шлема, но ведь это не наш праздник! — Не понимаю, почему один еврей не может выпить с другим евреем в день обрезания третьего еврея?! (Еврейский анекдот) (*)  

Happy New Year!
Оказывается, Дед Мороз тоже накладывает тфилин!
«Г?сподь ведет счет народам по их летоисчислению» (87:6)

А теперь — ставшее уже традиционным, наше поздравление с Новым гражданским годом. Кстати, в этом мы не одиноки. Как-то раз Любавичский Ребе совершенно неожиданно поздравил одного из своих хасидов, который пришел к нему на аудиенцию (ехидус) как раз 31 декабря, пожелав ему… «Happy New Year»! На вопрос изумленного хасида, Ребе с улыбкой ответил, что об этом тоже сказано в Псалмах (87:6): «Г?сподь ведет счет народам по их летоисчислению…». Если большая часть населения земного шара установила для себя именно такой способ отсчета времени, то нам остается вслед за Ребе лишь проследить, как он сочетается с «библейским временем» и тем способом отсчета, который установил для нас сам Творец.

От Рош-га-­Шана — 5780 до Нового года — 2020
«… Г?сподь запишет в летописи народов: «Такой-то родился там», Сэла»!
(Псалмы или «Тегелим» 87:6)

Мы знаем, что в еврейский «Новый год» — Рош-га-­Шана решается судьба всего мира и каждого из нас, и выносится «приговор» в Небесном суде. Потом он «обсуждается» в течение десяти «Дней покаяния», а в конце окончательно утверждается и «скрепляется печатью» (гмар-хатима) в Йом-­Киппур. А вскоре этот приговор «приводится в исполнение», начиная с последнего дня Суккот — Гошана-­Раба. Однако на этом все не заканчивается, ведь и дальше можно что-то изменить и исправить в своей судьбе, хотя это уже не так просто, как в начале года, в специально отведенное для этого время. И все же возможность такая имеется…
И одним из таких подходящих моментов (по мнение некоторых праведников и заступников еврейского народа) является… календарный Новый год!
Например, рабби Яков из Гусятина, ссылаясь на Ребе из Апта (Опатова) (**), писал, что «гойский Новый год … благоприятное время для молитвы». При этом он указывал на то самое выражение из Книги Псалмов, в котором сказано, что Всевышний «ведет счет (в том числе) и по летописи (хронологии) народов мира».
Про Ребе из Апта известно, что у него слова не расходились с делом, и когда наступало 1 января, он таки обращался к Всевышнему с особой просьбой, чтобы те из наших молитв, которые, по каким либо причинам не дошли «наверх» в Рош-га-­Шана, были услышаны в календарный Новый год и исполнились наилучшим образом. И чтобы, начиная хотя бы с этого дня, наступил счастливый и благополучный год для всего народа Израиля.
При этом Ребе пояснял, с чем связано такое особое отношение к «нееврейскому» Новому году, и почему он полагает, что это… «благоприятное время» (зман-сэгула). Дело в том, что на фоне того, как обычно проводят Новый год окружающие нас народы: в кутежах, веселье и разгуле, становится особенно заметно благочестие святого народа, который, в отличие от всех прочих, отмечает свой «Новый год» — Рош-га-­Шана скромно, с богобоязненным трепетом и в покаянных молитвах. Поэтому в это время Всевышний должен быть к нам особенно снисходителен!
______
* Согласно христианской традиции, основатель христианства был обрезан, как и положено еврейскому ребенку, на 8-й день который соответствует 1 января по гражданскому календарю.
** Рабби Авраам-­Иегошуа-­Эшиль из Апты (Опатова, Польша) (1755–1825 гг.), по прозвищу: «Любящий Израиль» (огэв-исраэль), один из выдающихся духовных лидеров хасидского движения



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!