Тора и современность

 Раввин Довид Карпов
 9 марта 2020
 1115

Тора является полноправным «Хозяином» (балабос) в этом мире, и все, что происходит вокруг нас, неразрывно связано с содержанием недельной главы и событиями еврейского календаря. Надо лишь уметь разглядеть и понять эту связь, чтобы руководствоваться ею в повседневной жизни и своем служении Творцу.  

Эпидемия атипичной пневмонии, вызванная вирусом 2019-nCoV, недавно получила «официальное» название: NCP — Novel Coronavirus Pneumonia («пневмония, вызываемая новым типом коронавируса»). Естественным резервуаром — «хозяином вируса», в котором тот может существовать неограниченное время, являются дикие животные. Действительно, первая вспышка вирусной пневмонии произошла в китайском городе Ухань, на местном рынке морепродуктов.
Однако заставляет задуматься тот факт, что Китай уже не раз становился очагом возникновения многих вирусных эпидемий, в том числе птичьего гриппа (1997), SARS или атипичной пневмонии (2003), острой лихорадки SFTS (2010). Возбудителем тяжелого респираторного синдрома является коронавирус — семейство вирусов, которые поражают человека, кошек, птиц, собак, крупный рогатый скот, свиней и зайцев. Эти вирусы вызывают нарушение функций дыхательной системы, желудочно-­кишечного тракта и нервной системы. У пациентов развивается опасная для жизни пневмония.
 

«Последнее китайское предупреждение»
«Семь видов бедствий приходят в мир за семь основных грехов (…). Мор (эпидемия) приходит на землю за то, что совершившие смертный грех (согласно законам Торы) не были преданы справедливому суду, и за плоды седьмого года» («Поучения Отцов» или «Пиркей-авот», 5:8–9)
Сегодня весь мир со страхом наблюдает развитие эпидемии очередной атипичной пневмонии, возбудитель которой получил название «коронавируса», и которая уже унесла жизни не одной тысячи человек. Название связано с внешним видом возбудителя, который (конечно, только под микроскопом) имеет отдаленное сходство с короной (см. фото).
И хотя это далеко не первая массовая эпидемия в истории, многим казалось, что все эти страшные болезни остались далеко в прошлом, а современная медицина и общий уровень развития общества не допустят чего-то подобного. К сожалению, сегодня мы убеждаемся, что это не так.
Удивительно, но вирус (от латинского virus — «яд») даже нельзя назвать в полной мере живым одноклеточным организмом (как бактерию или микробы), ведь у него даже отсутствует клетка. По сути, это что-то среднее между сложной биохимической системой и примитивным организмом, который паразитирует на живых клетках других организмов (что и приводит в результате к их гибели).
Конечно, мы сопереживаем всем тем, кто уже пострадал от этой страшной болезни, и желаем скорейшего исцеления всем тем, у кого выявили этот новый вирус. И все же, трудно отделаться от мысли, что за всем этим стоит воля Творца. Давайте зададимся вопросом: почему именно Китай оказался источником (а на данный момент — и главной жертвой) новой инфекции?
 

Их было слишком много…
Семь разных бедствий (пуранут) упоминают наши мудрецы, бедствий, которые приходят в этот мир, как небесная кара за массовые преступления и нарушения основных запретов Торы (гуфей-­авера): голод (раав) (три разных причины), мор и эпидемии (девер), вой­ны (дословно, меч — херев), нашествие диких зверей (хая-раа), изгнание (галут). Как мы видим, одно из этих бедствий — мор или эпидемия (девер) (в данном случае речь идет о гибели людей, а не скота, как это было во время Исхода из Египта).
При этом наши учителя подчеркивают, что все эти напасти приходят в наш мир как бы «сами», в силу естественных причин, хотя, по сути, все перечисленное — это небесная кара за наши грехи. Однако на самом деле Всевышний не «мстит» грешникам: наказание приходит само, как естественные последствия наших собственных поступков. Мишна лишь указывает на причинно-­следственную связь между нашими коллективными грехами и наказанием за них — связь, которую мы далеко не всегда сами способны уловить.
В свое время, анализируя скрытые причины другой эпидемии, упомянутой в нашей традиции — трагический гибели 24000 учеников рабби Акивы (*), которые погибли за «один короткий промежуток времени» (перек-эхад), Ребе пишет, что это могло быть связано еще и с тем (помимо духовных причин), что их стало… слишком много! (**)
Действительно, в последнее время эпидемии возникают, как правило, в странах с очень многочисленным населением, которое к тому же проживает весьма скученно. Как тут не вспомнить про Китай и весь юго-восточный регион.

Корона Царства
«Те, которые (…) едят мясо свиное, и мерзость, и мышь, вместе погибнут — слово Г?спода» (Ишайя,66:17)
И все же вряд ли только этим можно объяснить тот факт, что подавляющее большинство смертельных эпидемий пришло из Китая.
Мы видим, что первичным источником всех этих смертельных для человека вирусов — так называемым «хозяином» — выступают дикие животные, причем зачастую такие, которые Писанием названы «мерзостью» (шекец), как сказано (11:41): «И всякий гад, пресмыкающийся по земле — мерзость, не должно его есть». То есть, нельзя употреблять в пищу все то, что вызывает естественное чувство брезгливости и омерзения (даже если это формально является кошерным продуктом), как сказано (11:43): «Не оскверняйте душ ваших никаким пресмыкающимся гадом…». Конечно, эти законы были даны еврейскому народу, в то время как к прочим народам относится лишь запрет употреблять в пищу кровь в чистом виде, а также так называемые «части от живого житного» (***). И все же есть что-то неуважительное по отношению к Творцу в том, что человек, созданный «по Его образу и подобию», употребляет в пищу тварей, вызывающих гадливость и омерзение. И это при том, что у него нет недостатка в «нормальной» пище. Отсюда Традиция делает общий вывод: запрещено любое отвратительное и безобразное поведение, недостойное звания потомка Адама (бней-адам), которое порочит человеческий род, а значит — и самого Творца.
Об этом сказал в свое время пророк Ишайягу (66:17): «Те, которые (…) едят мясо свиное, и мерзость, и мышь, вместе погибнут — слово Г?спода»! И хотя эти обличительные слова пророка обращены к еврейскому народу (которому запрещено употреблять в пищу «нечистых животных»), однако их можно толковать как общий моральный императив вести себя в соответствии с человеческим достоинством. И если некоторые люди позволяют себе употреблять в пищу «все, что движется», это не может не иметь естественных последствий, которые в данном случае можно истолковать, как законную кару свыше, как сказано (66:3–4): «Как они избрали пути свои, и мерзостей желала душа их,?— так и Я изберу позорящее их и то, чего боятся они, наведу на них… ».
Намек на это можно увидеть в названии вируса, которое связано с его внешним видом: он напоминает корону (кетер). Любой человек, наделенный свободой выбора, который при этом ведет себя недостойно звания «венца творения», порочит Царя этого мира, и наносит духовный ущерб «короне» — символу Царства Б?жьего. Таким образом, в этой эпидемии мог быть реализован универсальный принцип «мера за меру» (мида-негед-мида).

Универсальная вакцина
«И Я сделаю среди них знамение, и пошлю спасенных из них к народам …» (Ишайя, 66:19)
Впрочем, в этих трагических событиях можно разглядеть и некоторый позитив. Сегодня мы можем наблюдать, как эта общая беда неожиданно объединила человечество. Недаром смертельные болезни и эпидемии (наряду с голодом и вой­нами) упоминаются, как одна из семи небесных кар (шива-миней-­пурануйот). Медики всего мира объединили усилия в поисках спасительной вакцины против нового вируса. Но есть универсальная «вакцина», которая помогает излечиться от всех физических и духовных недугов: это раскаяние (тшува), которое (если оно будет принято «наверху»), делает нас сильней и уже невосприимчивыми к прежним заболеваниям, повышая наш «эммунитет» (от слова «эмуна» — вера).
Как сказано там же у пророка (66:18–19): «А Я познаю деяния их и мысли их, потому приходит время собрать все народы и языки, и придут они, и увидят славу Мою. И Я сделаю среди них знамение, и пошлю спасенных из них к народам…».

Примечание
*) Траурный период, связанный с безвременной кончиной учеников рабби Акивы, выпадает на промежуток между Песах и Шавуот — т.?н. «дни счета» (сфират-га-омер).
**) Хотя наши мудрецы называют и другую причину их гибели: неуважительное отношение к своим коллегам, однако Ребе полагает, что одного этого было бы не достаточно, и приводит другой аргумент: «дурной глаз» (аин-га-раа), связанный с чрезмерным числом учеников, причем собравшихся «в одном месте». Именно поэтому все они погибли за «один короткий промежуток времени» (перек-эхад).
Интересно, что в Иерусалимском Талмуде (Талмуд Йерушалми) приводится еще один подобный случай, когда в городе Лод собрались 24000 повозки (!) с учениками рабби Иегуды-га-наси, и все они тоже погибли за один короткий промежуток времени (перек-эхад). Причем в этом случае в качестве главного фактора называются не их грехи, а именно большая численность учеников, собранных в одном месте. Выражаясь современным языком, был превышен эпидемиологический порог.
***) Впрочем, в Китае и других странах Юго-­Восточной Азии часто нарушается другой запрет (данный еврейскому народу) — жестокого обращения с живыми существами.



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции