Сорок пять праведников
Номер посвящается светлой памяти жертв трагедии в Мероне. К сожалению, пока верстался номер, пришли новые печальные вести. К жертвам в Мероне добавились погибшие от террористических атак со стороны палестинских боевиков из сектора Газа (более десяти человек). А во время празднования Шавуот в Карлин-столинской синагоге (г. Гиват-Зеев) в результате обрушения трибун погибли двое и более ста получили ранения. Мы скорбим о погибших, и молимся за скорейшее и полное выздоровление пострадавших!
Сердце мое, сердце мое с погибшими!
Душа моя, душа моя — с погибшими»
(Из молитвы во время Поста 9 Ава)
«И сказал Моше Аарону: Это то, что говорил Г-сподь, когда сказал: «Через близких Моих Я освящусь, и пред всем народом Я прославлюсь. И умолк Аарон»
(«Ваикра» или «И воззвал», 10:3)
На их лицах застыла вечная улыбка: ведь рабби Шимон бар Йохай (РАШБИ) велел веселиться в день своей кончины, который мы называем «днем его славы»(1)?. Теперь к нему присоединилось сорок пять праведных душ, которые трагически погибли во время традиционного празднования Лаг-ба-Омер в Мероне (Израиль), на могиле РАШБИ.
Конечно, Тора учит нас стойко сносить удары судьбы, и принимать как должное все испытания, которые посылает нам наш Отец небесный. Как в свое время выразился библейский старец Иов, который потерял (не дай Б-г!) всех своих сыновей и дочерей (1:21): «Г-подь дал, и Г-сподь взял — да будет имя Г-сподне благословенно»! И все же, у многих осталось горькое недоумение после случившегося: как такое может быть, чтобы во время светлого праздника, в самый разгар великого веселья — такое горе?!
Но оказывается, тому есть похожие примеры в нашей истории и в Писании. Например, совсем недавно мы читали о трагической смерти двух сыновей Арона, которая тоже произошла в самый разгар народного ликования, когда на восьмой день была окончательно установлена Скиния (мишкан).
Пред Б-жьим Ликом
«И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом» (10:2)
Перед этим Моше и Арон вышли из Шатра собрания и благословили народ, и явилась слава Б-жья (шхина), как сказано (9:23): «И вошли Моше и Аарон в шатер откровения; и вышли, и благословили народ. И явилась слава Г-сподня всему народу». Тогда сошел огонь на жертвы и пожрал их, и народ возликовал и пал ниц пред Г-сподом. И как раз в момент наибольшего ликования и религиозного экстаза, два сына первосвященника Арона — Надав и Авигу совершили воскурение, и снова сошел огонь и поразил их, и они погибли на глазах у всех, как сказано (10:2): «И вышел огонь от Г-спода, и пожрал их, и умерли они пред Г-сподом». И веселье сменилось трауром.
Но хотя сама Тора указывает на фатальную ошибку братьев, которые принесли «чуждый огонь», который «не велел Г-сподь», тем не менее, Писание подчеркивает, что они умерли «пред Г-сподом», т.е. их смерть была принята Творцом как высший акт служения. А сам их поступок следует расценивать как исполнение заповеди самопожертвования (кидуш-га-шем), когда человек, жертвуя своей жизнью во имя веры, освящает Имя Творца, как сказано (10:3): «И сказал Моше Аарону: Это то, о чем говорил Г-сподь, когда сказал: «Через тех, кто близок Мне я освящусь, и пред всем народом Я прославлюсь… ». Более того, Моше, утешая своего брата, признал, что святость и праведность его погибших сыновей недоступна даже им самим — признанным национальным лидерам.
И еще один похожий трагический эпизод, тоже связанный с Ковчегом (арон-га-кодеш), произошел во времена царя Давид. Тогда Ковчег с великими почестями возвращался из плена, а народ ликовал, играл на музыкальных инструментах и веселился, как сказано (6:5): «А Давид и весь дом Израиля играли пред Господом на всяких музыкальных инструментах из кипарисового дерева, и на лирах, и на арфах, и на тимпанах, систрах и кимвалах». В это время его сопровождали два праведных брата: Уза и Ахйо. В какой-то момент повозка, запряженная быками, случайно накренилась, и Уза, протянул руку, чтобы поддержать Ковчег, и коснулся его рукой, за что был мгновенно наказан, как сказано (6:7): «И воспылал гнев Г-спода на Узу, и поразил его там Б-г за его оплошность, и умер он там, у Б-жьего ковчега».
Здесь опять мы имеем дело не с наказанием за грех (ни сыновья Арона, ни Уза не хотели нарушать закон, а исходили в своих поступках из лучших побуждений), а с «оплошностью», которая, тем не менее, привела к печальным последствиям, как сказано (6:8): «И опечалился Давид, что Г-сподь поразил Узу, и называют то место доныне «Перец-Уза» (Поражение Узы)(2).
Работа над ошибками
«Не ходи сплетником в народе твоем, и не оставайся равнодушным к крови ближнего твоего, Я — Г-сподь» (19:16)
Один из запретов Торы, о котором мы читали тогда в недельной главе (19:16), запрещает нам «быть безучастными к судьбе ближнего», причем буквально сказано: «Не стой на крови ближнего». И хотя обычно это толкуется иносказательно, но в данном случае, это можно понимать буквально.
Эта трагедия со всей очевидностью показала, что сегодня мы повторяем ту самую роковую «ошибку» учеников рабби Акивы, которую в свое время пытался исправить РАШБИ сотоварищи, и которая продолжает оставаться скрытой причиной всех наших бед, и в конечном итоге, задерживает приход Мошиаха (не дай Б-г!): это отсутствие между нами внутреннего единства. А иногда это приводит к таким печальным последствиям. Ведь, по сути, в Мироне люди сами задавили друг друга: то, что сделали ученики рабби Акивы духовно, не желая уступать друг другу, спустя две тысячи лет мы сделали на физическом уровне. Хотя исходная причина (отсутствие истинной любви) все равно заключена внутри нас, а то, что мы наблюдаем — лишь печальные последствия этого факта.
Любовь спасет мир
«И возлюби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всеми силами твоими» («Дварим» или «Вот слова», 6:5)
«Возлюбил Я вас — сказал Г-сподь…» (Малахи, 1:2)
Трагическая гибель 45 участников празднования Лаг-ба-Омер в Израиле никого не оставила равнодушным. Но эта трагедия, удивительным образом, только подчеркнула необычный характер этой даты, в которой сошлись две крайности. С одной стороны, эта дата связана с печальными событиями: трагической гибелью от эпидемии 24.000 учеников рабби Акивы и кончиной самого РАШБИ. С другой — это праздничный день, поскольку сам РАШБИ завещал веселиться и отмечать этот день не как траурный, а как праздничный.
Но мы знаем, что ученики рабби Акивы погибли потому, что между ними не было истинного единства: они не проявляли должного уважения друг к другу. И это при том, что их учитель — рабби Акива, особо подчеркивал, что заповедь любви к ближнему (агават-исраэль) есть основополагающий принцип всей Торы, как сказано (19:18): «… И возлюби ближнего твоего, как самого себя, Я — Г-сподь»!
Зато другие пять выдающихся учеников (среди которых был и РАБШИ), пришедшие им на смену, подали нам хороший пример взаимной любви и уважения. А РАШБИ оставил нам свое учение, в котором он раскрывает для нас сокровенные тайны Торы. Это учение, которое называется «душой Торы», призвано помочь нам раскрыть самые сокровенные глубины еврейской души, в которой любовь к Творцу, и любовь к Торе, и к другому еврею.
И пожалуй, таков главный урок трагедии, которая положена в основу этой даты, и которая чем-то очень созвучна гибели учеников рабби Акива. Конечно, речь идет не о погибших, а о всех тех, кто оказался вольно или невольно причастен к их гибели. Об абсолютном приоритете любви говорится и в сочинении РАШБИ «Идра-раба» (Великое собрание)3: «Ибо мы во главу угла (как главное условие грядущего Избавления) ставим любовь (хавивута)», которая должна объединить всех евреев между собой, и весь еврейский народ со своим Творцом.
Сегодня, когда весь еврейский мир скоробит по невинным жертвам и молится о скорейшем выздоровлении пострадавших, мы, в первую очередь, должны совершить коллективное покаяние (тшува) и извлечь горький урок из этой трагедии, чтобы не повторять ошибок учеников рабби Акивы, которых мы поминаем в это время.
И главный вывод, который напрашивается сам собой: мы должны укрепить любовь к ближнему, без которой невозможно достичь истинного национального единства. А без единства не может быть Избавления.
Напролом
«… А священники и народ да не порываются подняться к Г-споду, а не то Он поразит их» (ифроц-бам) («Шмот» или «Имена», 19:24)
«Поднялся пред ними проламывающий (стены): проломили — и прошли; проломили ворота — и прошли в них, и царь прошел пред ними, и Г-сподь — во главе них». (Миха, 2:13):
Когда неожиданно гибнут люди, в традиции это образно называется «пролом» или «брешь» (пирца). Непосредственно перед дарованием Торы, Г-сподь несколько раз предупредил Моше, чтобы народ и священники не переступали черту: «не пытались прорваться», чтобы «подняться к Б-гу», а не то (несмотря на все величие момента) Г-сподь может «поразить их» (ифроц-бам). Здесь употреблен глагол, который означает «проделывать брешь», «прорываться» и является метафорой на внезапную гибель случайных людей. Как подчеркивают комментаторы, что даже, если погибнет только один человек — это уже будет слишком много (19:21): «И падет множество» (рав)4.
Похожим образом выразился царь Давид, когда скорбел о трагической гибели Узы, которая на языке Писания называется «поражением (перец), которым поразил (парац) Г-сподь Узу», как сказано (6:7): «И воспылал гнев Г-спода на Узу, и поразил его там Б-г за его оплошность, и умер он там у ковчега Б-жьего».
Символично, что царь Давид, в память об этом трагическом эпизоде, дал название этому месту Перец-Уза (поражение Узы), как сказано (6:8): «И опечалился Давид, что Г-сподь поразил Узу, и называют то место доныне «Поражение Узы» (перец-уза)». Мы уже писали о сходстве двух древних трагических событий, когда во время торжеств тоже неожиданно гибли праведные люди, причем Писание характеризовало это как самопожертвование ради прославления святого Имени Творца (кидуш-га-шем). В полной мере все сказанное можно отнести и к нашему случаю.
Но, с другой стороны, этим же именем был назван один из двух сыновей Тамар и Иегуды, о котором сказано (38:29): «… И сказала она: Что это ты прорвался напролом? И было наречено ему имя «Перец»». Но мало того, что Перец является потомком Иегуды и предком царя Давида. Одно из «имен» (прозвищ) нашего будущего Избавителя тоже «проламывающий», «прорывающий» (порец), как сказано у пророка (Миха, 2:13): «Поднялся пред ними проламывающий (стены): проломили — и прошли; проломили ворота — и прошли в них, и царь прошел пред ними, и Г-сподь — во главе них».
Таким образом, мы видим, что трагедия, которая случилась в Мироне и великое спасение описываются одним словом. И пусть это будет последнее испытание, и последнее «поражение» (перец), которое Всевышний послал Своему народу, и пусть в заслугу этих чистых душ скорее придет наш истинный Избавитель (порец) — скоро, уже в эти дни!
_______
1) Буквально: «день свадьбы» (йом-илула)
2) Этот эпизод обсуждается также в трактате «Сота» (неверная жена), который принято изучать в период между Песах и Шавуот. И причем именно отрывок про гибель Узы мы читали как раз на следующий день после трагедии!
2) В частности, этот отрывок из «Идра-раба» мы читаем в ночь на Шавуот в сборнике «Тикуней-лейль-Шавуот»
3) Этот комментарий основан на том, что вначале говорится о еврейском народе во множественном числе: «чтоб они не прорывались», а окончание фразу стоит уже в единственном: «и падет множество» (рав), как сказано (19:21): «И сказал Г-сподь Моше: Сойди, предостереги народ, чтобы они не порывались к Г-споду, чтобы видеть, а не то падет из него множество».
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!