О близкородственных браках
Я всё пишу из номера в номер о Лоте. Пора уже наконец поставить его в общий контекст клана Тераха — Авраамова папы и Лотова дедушки. Чтобы лучше представлять родственные связи. Вот для наглядности и родословное дерево — оно выросло на грядке англоязычной Википедии (статья «Terah»).
Любили в этой семье близкородственные браки, и ничего: детки рождались здоровые, умные и красивые. Милка (дочь Арана) вышла замуж за своего дядю Нахора, Ривка (дочь Бетуэля, сына Нахора) — за своего двоюродного дядю Ицхака. Сын Ривки Яаков женился на её племянницах, то есть на своих двоюродных сестричках, — сразу на обеих. Авраам так вообще женился на своей сестре. Авраам говорит об этом Авимелеху: «Она сестра моя» (Берешит 20:2), а фараону уточняет:
Она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою.
Берешит 20:12.
Слова Авраама в обоих случаях были произнесены в ситуации, когда сказать, что Сарра — жена, было смертельно опасно. Нравы были простые: женщину могли забрать, уж больно она была хороша, а мужа — убить, чтобы не мешался. А если брат, то ничего. Предположение, что Авраам мог соврать для спасения жизни, просто не приходит комментаторам в голову — праведник не может врать даже для спасения жизни, то есть Авраам не морочил царям голову — он говорил правду, хотя (в силу обстоятельств) уклончиво. Что касается браков с племянницами, Тора не возражает: на племянницах можно. Но женитьба на сестре по отцу (тем более по матери) или на родных сёстрах, с точки зрения Торы, совершенно неприемлема.
Однако Авраам и Яаков не подлежат суду Торы, поскольку Тора дана народу Израиля через много поколений после них, так что никаких запретов в этом отношении не существовало — равно как у детей Адама и Хавы. Закон обратной силы не имеет. Так это понимают мудрецы, их точка зрения зафиксирована в Талмуде (Сангедрин 58а, б).
С точки зрения Талмуда, сексуальная норма установлена свыше Заповедями потомкам Ноя и обязательна в отношении всех народов земли. До дарования Торы она действовала и в отношении Авраама и его потомков. Нарушение нормы, то есть прелюбодеяние, понимается в этих заповедях таким образом:
Запрещено вступать в брак или иметь интимные отношения с близкими родственниками: матерью, женой отца (мачехой), сестрой по матери, дочерью и внучкой, тещей и ее матерью, дочерью жены (падчерицей) и внучкой жены, тетей — сестрой отца и матери со стороны бабушки(1).
То есть, с точки зрения Заповедей потомкам Ноя, браки Авраама и Яакова под запрет не подпадают. Если бы Сарра была сестрой по матери, тогда нельзя, а если по отцу — можно. Тем не менее в отношении Авраама у некоторых комментаторов психологическая проблема остаётся: всё-таки не следовало бы Аврааму жениться на сестре, поскольку Тору он учил персонально задолго до Синая и, соответственно, должен был бы руководствоваться её заповедями(2).
Комментаторы снимают смущающий их вопрос следующим образом: они отождествляют Сарру с Иской — сестрой Лота, дочерью Авраамова брата Арана. Таким образом, Авраам, по семейному обыкновению, тоже женился на племяннице(3). Но как согласовать эту идею со сказанным в Торе? Выходит, в Торе Сарра — дочь Тераха, а в мидраше — внучка.
Вопрос этот в сущности филологический. В оригинале стоит «бат-ави». Соответственно, в переводе «дочь отца моего». Но в библейском иврите «ав» — это не только «отец», но и «дед», но и (обобщённо) «предок», «основоположник», «основатель» (есть и другие значения)(4). То есть Иска была в широком смысле дочерью Тераха — основателя клана, так же как все евреи являются сынами и дочерями Авраама.
Но почему Иска, когда Сарра? Дело в том, что Сарра была пророчица, а слово «иска» происходит от арамейского корня, который означает «видение», то есть Иска — своего рода титулование. Вот мидраш (Таргум Йонатана) их и отождествляет. Талмуд (Сангедрин 69б) утверждает идентичность женщины, носившей имена Сара, Сарра и Иска. Три имени одной женщины акцентируют специфику социальных ролей: Иска — дочь, Сара — жена, Сарра — мать.
Если так, сестра Лота становится его тётей, а он — своим собственным племянником. Не каждому такое счастье.
Лот семейную традицию близкородственных браков не поддержал: женился на местной, на содомитянке женился. А зря: ничего доброго из этого не вышло.
Михаил ГОРЕЛИК
1) См., напр., Рав Йосеф Шмуэль. Что такое Cемь Заповедей потомкам Ноя. https://toldot.ru/bneinoach.html
2) Согласно мидрашам, Авраам учился Торе у своих предков: сына Ноя Шема и внука Шема Эвера.
3) Кстати сказать, эту историю упоминает в своём романе-мидраше основательно проработавший еврейские источники Томас Манн.
4)Андрей Графов. Словарь библейского иврита. Статья «Ав». М: 2019, Текст.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!