Двойное утешение

 Раввин Довид Карпов
 26 августа 2021
 1055

«Идти в ногу со временем — означает жить событиями недельной главы Торы» (Алтер Ребе, основатель Любавичского движения)

«Утешайте, утешайте народ Мой… » (Ишайя, 40:1)

 

Мы читаем в Торе и Писании о великих чудесах и знамениях, свидетелями которых были наши далекие предки. А ведь с похожими чудесами мы порой сталкиваемся в нашей повседневной жизни. Только, к сожалению, не всегда умеем их разглядеть …
Это случилось в ту памятную неделю, которая пришла на смену траурному периоду «Беин-га-мецарим», который завершился суточным постом 9-го Ава. Тогда во всех синагогах мира читали отрывок из книг пророка Ишайя, который начинается словами: (40:1): «Утешайте, утешайте народ Мой… ». Наши учителя говорят по этому поводу: Поскольку мы пережили двой­ную утрату (разрушение двух Храмов), мы заслужили и «двой­ное утешение», отсюда повторение: «утешайте, утешайте».
И так случилось, что именно в траурное для всего нашего народа время, в нашей общине тоже произошла трагедия: маленький пятилетний мальчик выпал из окна четвертого этажа. Его немедленно доставили в больницу, ввели в состояние искусственной комы, но, увы! — все врачи полагали, что случай безнадежный.
Удивительным образом эта печальная история совпала с национальной трагедией, когда весь Израиль скорбел о разрушенном Храме. А потом, опять же вместе со всеми, пришло первое утешительное известие. И случилось это как раз с наступлением «Субботы утешения» (шабат-­нахама), когда мы читали отрывок из книги пророка, начинающийся словами (40:1): «Утешайте, утешайте народ Мой… ».
Таким образом, в судьбе маленького Моше, где было все: и боль, и отчаяние и надежда, невольно отразилась судьба всего еврейского народа.
И даже слова, с которых начиналась недельная глава, когда другой Моше — первый национальный лидер обращался к своему народу: «И я умолял» (ва-этхана) — оказались пророческими. Ведь буквально вся община молилась за спасение ребенка. Как сказано в комментариях, что выражение: «и я умолял» (ва-этханан) является производным от слов: «милость» (хен) и «снисхождение» (матнат-­хинам). Это было именно то, в чем мы все тогда особенно нуждались…
Печальная новость мгновенно разлетелась по соцсетям, и буквально во всем мире молились и читали псалмы за скорейше выздоровление Моше бен Мирьям. И наш Отец небесный не мог не откликнуться…
Сами врачи, которые проводили операцию, признали силу коллективной молитвы: потому что иначе как чудом это невозможно было объяснить. Ведь вначале (согласно всем анализам и данным КТ) ситуация казалась безнадежной, а уже через несколько дней после операции (которая длилась несколько часов) стали заметны первые признаки улучшения.
Рассказывает мама ребенка:
«Главный нейрохирург остановил меня в коридоре и сказал, что ему надо мне кое-что сообщить. Я видела, как он с трудом подбирает слова. Тогда я спросила: «Неужели чудеса?» Он молча кивнул, а потом задумчиво произнес: «Да, будет что вспомнить». И это говорил профессиональный хирург, через руки которого прошли сотни пациентов.
«Теперь есть за что бороться», — признался другой врач, имея в виду, что появился реальный шанс, что ребенок не только выживет, но что он полностью восстановится и не останется инвалидом (не дай Б-г!).
Конечно, мы все желали маме и ребенку скорейшего и полного выздоровления, и продолжали молиться за их благополучие. Тем более, что в непростой судьбе этого мальчика можно увидеть отражение судьбы всего нашего поколения, которое в свое время выпало из «колыбели еврейства», оказавшись в состоянии духовной «комы», и потому нуждается в особом снисхождении и милости свыше. И только чудо и усилия наших учителей помогли нам возродиться и вернуться к еврейской традиционной жизни.
Ч­ем-то это напоминает историю с Митл Ребе (2-й Любавичский Ребе, 1773–1827), который однажды в молодости, будучи поглощенным изучением Торы, не заметил, как его собственный ребенок выпал из колыбели и начал плакать. Так продолжалось некоторое время, пока его отец — Алтер Ребе, не спустился со второго этажа, поднял ребенка и утешил его. После этого он заметил своему сыну, что хотя заповедь изучения Торы стоит всех прочих заповедей, однако, когда плачет еврейский ребенок — нельзя оставаться безучастным.
И если евреи России выпали в свое время из колыбели еврейства, то наша святая обязанность их утешить и вернуть к Торе и традиции. Поэтому, молясь за выздоровление маленького Моше, мы должны иметь в виду здоровье (и прежде всего — духовное) всего еврейского народа.
Пожалуй, это и есть проявление той самой «безотчетной любви» (агават-­хинам), которая так важна для нас сегодня, во имя исправления трагических последствий беспричинной ненависти.
Пусть все наши испытания и болезни останутся в прошлом, и Всевышний пошлет нам «добрый и сладкий» год, а с ним — еще одно чудо спасения: приход нашего праведного Избавителя в самое скорое время!
Доброго и сладкого года! Шана това-у-метука!



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!