И еще о праведниках

 Михаил ГОРЕЛИК
 25 мая 2022
 1509

Не о праведниках вообще, а о тех праведниках, которые могли бы спасти Содом. Но не спасли, как известно. Продолжаем размышлять о дискуссии Авраама со Всевышним (Бер 18: 20-33), начатую в предшествующих номерах «Алефа». Лот, главный герой моей саги, опять отсутствует, но имейте терпение: он ещё появится. А пока без него.   

Итак, Авраам со Всевышним обсуждают вопрос, сколько праведников могли бы спасти Содом. Авраам, добрый человек, несколько раз понижает планку: отдаёт себе отчёт, что переизбытка праведников в этом славном городе отродясь не случалось. В конце концов сходятся на десяти. Но меня в данном случае занимает не количество, а качество: что собой эти потенциальные спасители Содома представляют? В прошлый раз я уже приводил кой-какие соображения комментаторов на сей счёт. Теперь тот же вопрос, но с другой стороны: они (праведники эти) – евреи или неевреи, «наши» или «ненаши»?
Ответить на этот вопрос проще простого: к моменту дискуссии еврейского народа вообще не существует. Есть только зерно, из которого ему предстоит вырасти. Это зерно – Авраам. Других нет пока. Даже Ицхак ещё не родился. Даже не зачат ещё. Праведники, о которых идёт речь – неевреи. То есть для Торы совершенно очевидно, что праведность не есть исключительная привилегия еврейского народа. Содом – гнусное место, но и там она может обнаружиться. Оба участника диалога считают это возможным. Как из дальнейшего выясняется, десяти праведников не нашлось, но это всё-таки по факту, а не по принципу.
О дискуссии Авраама со Всевышним речь идёт в одном из первых недельных разделов Торы, но идея об универсальности праведности, о том, что она не ограничена еврейскими рамками, высказывается ещё раньше. Ной, родоначальник послепотопного человечества, спасён, поскольку был праведником. И даже ещё раньше: первый сотворённый человек, Адам, был праведником. Другой вопрос, что праведность не застрахована от падений. Но нас в данном случае интересует иное: возможность праведности заложена в человеке при самом его создании. В человеке любой национальности, ибо Адам, сотворённый по образу и подобию Всевышнего, – отец всех людей и всех народов. Так это понимает Тора. Причём в самом начале своего повествования.
Казалось бы, идея самоочевидна: в каждом народе есть негодяи, есть и праведники. Но очевидность эта мнимая. Для ксенофобского сознания, многообразно проявившего себя в истории и неизжитого вполне до сих пор, существует иная очевидность: «мы» хороши уже потому, что это «мы», «они» нехороши уже потому, что это «они». Идеализация «мы» и демонизация «они».
В иудаизме идея о праведниках-неевреях отрефлексирована и кодифицирована в Талмуде (Санг 56а) и развита в многочисленных комментариях. Многочисленность их сама по себе свидетельство того, насколько идея нееврейской праведности занимала еврейский ум с древних времён и до наших дней. 
Талмуд формулирует универсальный нравственный закон для всего человечества. Кодекс носит название «Законов сынов Ноя» и состоит из семи заповедей: шести отрицательных (запреты: не делай!) и одной положительной (императив: делай!). 

Итак: 
Запрет идолопоклонства.
Запрет б-гохульства.
Запрет кровопролития. 
Запрет воровства.
Запрет на сексуальные отношения с ближайшими родственниками.
Запрет на жестокое отношение к животным.
Повеление праведного суда. 

Обратите внимание: от праведников-неевреев не требуется исповедания какой-то «правильной» б-гословской доктрины, не требуется «правильного» культа, «правильного» б-гопочитания.  Более того, не требуется вообще никакого б-гопочитания. Что представляется поразительным. Существовали во времена Талмуда агностики? Если да, то только штучно. Но сегодня более чем актуально. 
И непременно праведный суд, не подверженный коррупции и не готовый следовать распоряжениям власть имущих.
По мнению авторитетных комментаторов, Всевышний не только хранит праведников-неевреев в их земной жизни, но и открывает им врата царства небесного. Для вхождения гиюр необязателен. Еврейский закон (иго Небес) насчитывает 613 заповедей, универсальные «Законы сынов Ноя» – всего только семь, и не такие уж, на первый взгляд, обременительные. Хочешь варить козлёнка в молоке его матери – вари себе на здоровье. Но, право, нельзя сказать, что заповеди эти так уж охотно и повсеместно исполняются. С влечением к маме обыкновенно справиться удаётся – иначе как бы процветали искусства? Что же касается суда (в некоторых странах), то тут всё очень запущено.
Михаил ГОРЕЛИК



Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции