В ВОРОТАХ РИМА

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3980
2 апреля, в Субботу, когда мы читали главу «Шмини», скончался один из выдающихся деятелей современности — римский папа Иоанн Павел II, в миру — Кароль Войтыла. Он навсегда останется в истории и в нашей памяти, как первый папа, который переступил порог Синагоги.
Известный мидраш рассказывает: однажды рабби Иегошуа бен Леви, встретив пророка Илиягу, спросил его: когда, по его мнению, должен прийти Мошиах? На это пророк ответил: — Иди и спроси его сам! — А где мне его найти? — В воротах Рима! — Но как я его узнаю? — Ты легко обнаружишь его. Он сидит среди нищих и так же, как они, страдает от язв и болезней. Но они перевязывают свои раны разом, а он — по очереди: сначала одну повязку, потом другую, чтобы не замешкаться ни на минуту, когда придет его час! Тогда рабби Иегошуа бен Леви отправился в Рим, нашел там человека, соответствующего этим приметам, и задал свой вопрос: «Когда придешь, Господин?» Мошиах ответил: «Сегодня!» Когда солнце стало клониться к закату, надежда у рабби Иегошуа бен Леви стала таять, и он принял такой ответ за насмешку. Смущенный и опечаленный вернулся он назад и пожаловался пророку Илиягу, что Мошиах его... «обманул»: ведь он так и не пришел. На это пророк ему ответил: «Сегодня, если послушаешься его голоса!» Эта история требует пояснения. В еврейской традиции «ворота Рима» — духовно самое нечистое место, а сам Рим — неизменный источник всяческих гонений и притеснений для нашего народа. Древний Рим — это исторический и духовный преемник Эдома, главного оппонента и противника Израиля еще со времен конфликта между нашим праотцем Яаковом и его братом Эсавом (Исавом). Именно римляне разрушили Храм и изгнали наш народ со Святой земли. С разрушением Второго храма началось последнее, «эдомское» изгнание, самое тяжелое и затяжное, которое продолжается до сих пор. И вовсе не случайно так исторически сложилось, что постоянным местом резиденции и мировым духовным центром одного из наших главных гонителей — католической церкви — стал именно Рим. В этом и заключается смысл приведенной истории: наш Избавитель может находиться даже там, в воротах Рима, среди нищих и убогих, пребывая в крайне унизительном и незавидном положении. Даже в таком, самом нечистом месте сокрыт будущий великий свет, который раскроется с приходом Мошиаха. Ты ищешь Мошиаха? Тогда ты должен знать, что сможешь его обнаружить в любом месте, пусть даже в воротах Рима, и ощутить, насколько близок его приход. Приход Мошиаха — это величайший переворот в сердцах и умах людей, перестройка всего человеческого общества, которая затронет весь мир, каждого человека. Его появление — событие вселенского масштаба, которое будет ощущаться сразу во всем мире. Всевышний пожелал, чтобы весь наш материальный мир, включая самые нечистые и отвратительные его стороны, стал жилищем для Творца. Многие века католическая церковь насаждала самый лютый антисемитизм и ненависть к еврейскому народу. Костры инквизиции, крестовые походы, непрекращающиеся погромы всюду, куда могла дотянуться карающая рука «святого» престола, — вот следы «христианского смирения» и «любви к ближнему». В каждом монастыре, в каждом приходе культивировалась и поощрялась ненависть к евреям. Уже в наше время один из последних римских пап открыто поддерживал Гитлера и его политику геноцида. Но мы живем в мессианскую эпоху, когда слышны шаги нашего Избавителя. И вот из «ворот Рима», из самого сердца католичества, до нас дошли слова примирения и покаяния. Переступить порог синагоги 2 апреля, в Субботу, когда мы читали главу «Шмини», скончался один из выдающихся деятелей современности — римский папа Иоанн Павел II, в миру — Кароль Войтыла. Он навсегда останется в истории и в нашей памяти, как первый папа, который переступил порог Синагоги. Во время Катастрофы, будучи еще простым семинаристом в Польше, он помог спастись еврейской девочке. Трудно сказать, сколько в этой истории достоверного, а сколько — легендарного. Однако бытует предание, что в свое время он помог спрятаться от рук нацистов будущему главному раввину Израиля. Но более всего заслуживает уважения его честный призыв: «Возвращайтесь к своим!» Будущий папа спас не только жизни, он помог сохранить в святости души евреев, не воспользовавшись легким способом обратить их в свою веру. Мы должны быть снисходительны в своих оценках. Покойный понтифик принес извинения перед всем еврейским народом, хотя это является слабым утешением за все века гонений и преследований. Он «снял» с еврейского народа официальные обвинения в смерти основоположника христианства. Хотя мы вовсе не нуждались в этом, поскольку не признаем за собой никакой подобной «вины». Он стремился к миру, но в ближневосточном конфликте придерживался явно не произраильской позиции. Он стремился к внутрицерковному и межрелигиозному диалогу и пытался вовлечь в него представителей иудаизма. Хотя еврейская традиция не видит особого смысла в таком диалоге. Но вряд ли от главы католической церкви, одной из наиболее консервативных и традиционно антисемитски настроенных конфессий, можно требовать чего-то большего. И все-таки это был первый папа, который переступил порог синагоги (впрочем, как и мечети) в 1986 году в Риме, установил дипломатические отношения с государством Израиль (в 1999 году) и посетил Святую землю (в 2000 году). И хотя эти шаги носили скорее символический характер, они еще раз со всей ясностью показали всему миру, что мы вступили в мессианскую эпоху. Во время одной из дипломатических встреч в 1999 году понтифик произнес знаменательные слова: «Израиль — это святая земля для иудеев, христиан и мусульман, но обещана она была только евреям». Впервые переступив порог римской синагоги, папа пересек невидимую черту, веками отделявшую жизнь еврейской общины от окружающего мира, и вступил в иное измерение, в иную эпоху — эпоху Мошиаха. «Через приближающихся ко Мне Я освящусь» («Ваикра», или «Левит», 10:3) Он отстаивал библейские ценности и этические нормы, пусть и в их христианской интерпретации, в частности резко осуждал практику абортов, однополые связи и эвтаназию, что для одного из сыновей Ноаха (Ноя), представителя «народов мира», безусловно, является достижением и заслуживает всяческого уважения. Он ушел вовремя, в здравом уме, оставаясь до последнего вздоха на своем посту, явив миру пример высокого духовного служения и мужества. Он сгорел на глазах у всего мира — болезнь в конце концов одолела его тело, чтобы его душа смогла вернуться к Создателю. Его мужественный уход — достойное завершение его жизненного пути и его служения Всевышнему и людям. Это напоминает один эпизод из недельной главы «Шмини», которую мы тогда изучали. Там рассказывается о трагической смерти двух сыновей Аарона — Надава и Авигу, которые вступили в Святая святых и были поражены небесным огнем (см. «Ваикра», или «Левит», гл. 10). Традиция трактует это как следствие величия их служения, которое вознесло их души до уровня, не совместимого с пребыванием в материальном теле. Может быть, этот намек из Торы дает нам основание считать Иоанна Павла II одним из праведников народов мира. Если ты прислушаешься к его голосу Один из великих еврейских религиозных деятелей, Магараль из Праги (р. Йегуда-Лива бен Бецалель, 1525 — 1609), писал, комментируя приведенный нами вначале отрывок из мидраша («Ворота Рима»), что он символизирует собой конец «эдомского» изгнания. «Среди нищих» — среди отверженных, выброшенных на обочину жизни. Но настоящие нищие страдают от своих болезней и от своего униженного положения, в то время как Мошиах выше всего этого, он вообще находится как бы вне рамок и ограничений законов природы. Окружающий мир хоть и враждебен по отношению к нему, но не способен сколько-нибудь ему помешать и стать реальным препятствием на его пути. Поэтому истинная причина задержки — только в нас самих. Пока мы «не прислушаемся к его голосу»!


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции