БЕСЕДЫ О КНИГЕ "ТАНИЯ"

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 3546
В Талмуде («Эрувин», 53-а) приводится случай, который произошел с рабби Иегошуа бен Хананья, который утверждал, что за всю его жизнь никто не смог взять над ним верх, кроме троих: женщины, ребенка и маленькой девочки.
ЕЩЕ РАЗ О ДЛИННОМ И КОРОТКОМ ПУТИ Нам кажется путь окольный кратчайшим из расстояний А. Галич. В Талмуде («Эрувин», 53-а) приводится случай, который произошел с рабби Иегошуа бен Хананья, который утверждал, что за всю его жизнь никто не смог взять над ним верх, кроме троих: женщины, ребенка и маленькой девочки. Далее рассказывается, как он повстречал на развилки двух дорог маленького мальчика и спросил его: «По какой из этих двух дорог я скорей доберусь до города?» Мальчик, указав на одну из них, сказал, что этот путь «короткий, но длинный», а про другой сказал, что он «длинный, но короткий». Рабби Иегошуа выбрал «короткий, но длинный» путь, который, как ему показалось, был более удобен (ведь сказано же: «короткий»), не особенно задумываясь над немного странными словами какого-то маленького мальчика. Рабби Иегошуа быстро продвигался вперед, и вскоре показалась городская стена. Но тут неожиданно выяснилось, что хотя этот путь действительно был более коротким по расстоянию, но так петлял между садами и виноградинками, окружавшими город, что рабби Иегошуа вынужден был повернуть назад и возвратиться к перекрестку дорог. Мальчик, который указал ему дорогу, все еще был там. «Сын мой, разве не ты сказал, что это короткий путь?» — спросил рабби Иегошуа с укоризной. — «Но разве я не сказал, что он окажется длинным?» — возразил мальчик. Тогда рабби Иегошуа поцеловал его в лоб со словами: «Благословен народ, в котором пребывает мудрость от старца и до ребенка». А потом он пошел «своим путем», про который было сказано, что он «длинный, но короткий», и в конце концов благополучно добрался до города. В том случае, когда перед нами стоит духовная цель, порой ее можно достичь более быстрым и легким путем, который предлагает, например, еврейская религиозная этика — «мусар», однако это часто оказывается временным достижением и не дает желаемого результата. Альтернативой может быть «более длинный путь», который предлагает хасидизм, связанный с серьезной работой над собой и своими душевными качествами, что в свою очередь основано на углубленном изучении философских и мировоззренческих аспектов Учения. Это, конечно, требует значительно больше времени и сил, но зато в конечном итоге приводит к коренным изменениям в душе человека и гарантированному, непреходящему результату. Получается, что «длинный путь», требующий больше сил и времени, на практике оказывается самым коротким и эффективным. «Учат…» — «тания» Хотя «официально» сочинение Алтер Ребе, как мы уже говорили, носит название «Ликутей амарим», то есть «Сборник статей» или «Сборник наставлений», тем не менее за ним закрепилось и получило распространение другое название — «Тания». Непосвященному слово «тания» мало что говорит. Однако для тех, кто хорошо знаком с текстом Талмуда, это слово весьма привычно. В переводе «тания» означает «учат», и этим словом обычно начинается цитата или какое-нибудь высказывание Мудрецов. Удивительно другое: почему Алтер Ребе начал свой этико-философский труд, отнюдь не законодательного и не «талмудического» характера, именно с цитаты из Талмуда? Тем более что хорошо известно, как бережно и внимательно Алтер Ребе относился к словам. А ведь он не мог не знать, что в еврейской Традиции первое слово, как правило, дает название всей книге. Или «или» Однажды к Алтер Ребе в кабинет зашел его родственник и застал его в глубоких раздумьях. Когда Алтер Ребе отвлекся от своих мыслей, то заметил: «Что ты мне посоветуешь? Я уже вторую неделю пытаюсь решить, писать здесь «и» или «или»?» Таковы были требования Алтер Ребе к точности слова. Не исключено, что именно эта точность текста, наряду с глубоким содержанием, дала основание называть это сочинение Алтер Ребе «письменной Торой хасидизма». Так получилось, что «талмудическое» словечко «тания» стало названием всей книги. И это неслучайно. В те времена во многих еврейских общинах глубокие познания в Талмуде негласно считались мерилом мудрости и даже праведности. Знатоки Талмуда отвергали изучение этических и философских трудов, не видя в этом особой необходимости. «Для праведного и благочестивого образа жизни нам достаточно знания Закона» — говорили они. Дав своему сочинению второе название «Тания», Алтер Ребе хотел этим разрушить этот сложившийся опасный стереотип. Следующая история только подтверждает его правоту. Постоянство в душе После своего освобождения из-под ареста и триумфального возвращения из Петербурга в 1798 году, Алтер Ребе посетил троих выдающихся раввинов и гаонов своего поколения: рабби Моше — гаона из Чавеса, рабби Иегошуа Цейтлина — гаона из Шклова и рабби Йоэля, гаона из Амчеслава. Все трое придерживались иных, отличных от Алтер Ребе взглядов и весьма критически относились как к деятельности самого Алтер Ребе, так и ко всему хасидскому движению в целом. Вторым по счету был гаон рабби Иегошуа Цейтлин, глава знаменитой ешивы в городе Шклове. Здесь Алтер Ребе вместо любезного и теплого приема ждал своеобразный «экзамен» на знание Талмуда. И надо сказать, что Алтер Ребе с честью выдержал этот экзамен, хотя его знаменитый экзаменатор считался одним из лучших знатоков Талмуда. Среди прочих вопросов рабби Иегошуа задал Алтер Ребе следующий: «Почему вы, хасиды, считаете, что изучать Тору надо обязательно «с любовью и трепетом»? А если эти чувства отсутствуют, то и такое изучение Торы, по-вашему, ничего не стоит». Алтер Ребе ответил, что так сказано в книге «Зогар»: «Слова Торы, произнесенные без любви и страха, не могут подняться наверх». На это рабби Иегошуа Цейтлин возразил, что закон устанавливают на основе того, что сказано в Талмуде и еврейском Законе, а не по книге «Зогар». (Которая, как известно, является основой еврейской мистики и каббалистического знания.) «Но и в Талмуде говорится то же самое, — ответил Алтер Ребе. — Например, в трактате «Псахим» Рава обсуждает такую проблему. Почему в одном месте сказано («Псалмы», 57:11): «Ибо велика — до небес — милость Твоя». В то время как в другом сказано («Псалмы», 108:5): «Ибо превыше небес Твоя милость»? И там же дается ответ: «Только «до небес» доходят слова Торы («милость Твоя»), если они произнесены без должного чувства. А «превыше небес» — слова Торы, сказанные с любовью и трепетом». Этот ответ восхитил рабби Иегошуа Цейтлина. Но все же он задал еще один каверзный вопрос: «Чем же в таком случае принципиально отличается «ваш», «хасидский» подход к изучению Торы от «нашего»? «У нас, — ответил Алтер Ребе, — Тору изучают не только раввины и студенты ешивы, но и простые, семейные евреи, занятые повседневными заботами». «Но ведь так принято и в наших общинах» — удивился рабби Иегоуша. «Да, — согласился Алтер Ребе. — Но изучение Торы должно быть регулярным и постоянным. И это постоянство должно быть связано не только с определенным временем, постоянство должно быть в самой душе».


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции