СВЯТОЙ АРИЗАЛЬ (1534 — 1572)

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 4480
Великий мудрец и учитель рабби Ицхак Лурия, или Аризаль, родился в святом городе Иерусалиме 5 Ава 1534 (5294) года. Маленький Ицхак был незаурядным ребенком. Каждые три месяца его родителям приходилось подыскивать ему новых учителей — прежние уже не справлялись с мальчиком, смышленым не по годам. Его отец покинул этот мир, когда будущему светочу еврейской Традиции было всего восемь лет, и мать отправилась вместе с сыном в Египет к своему дяде, весьма состоятельному человеку.
Великий мудрец и учитель рабби Ицхак Лурия, или Аризаль, родился в святом городе Иерусалиме 5 Ава 1534 (5294) года. Маленький Ицхак был незаурядным ребенком. Каждые три месяца его родителям приходилось подыскивать ему новых учителей — прежние уже не справлялись с мальчиком, смышленым не по годам. Его отец покинул этот мир, когда будущему светочу еврейской Традиции было всего восемь лет, и мать отправилась вместе с сыном в Египет к своему дяде, весьма состоятельному человеку. Там прошли долгие годы его обучения. И только когда он получил от пророка Илиягу указание свыше открыть себя людям. Тогда, повинуясь этому повелению, он покинул Египет и переехал в город мудрецов и мистиков Цфат (Сафеду). На пути в Цфат он присоединился к группе учеников великого каббалиста рабби Моше Кардоверо, известного под именем РАМАК. Впоследствии, после смерти своего учителя, Аризаль основал свою собственную ешиву. Одним из наиболее выдающихся его учеников и последователей стал рабби Хаим Виталь. Верный знак Перед кончиной рабби Моше Кардоверо предупредил своих учеников, что во время похорон даст особый знак, по которому они смогут безошибочно узнать своего будущего наставника. И действительно, во время траурной процессии, когда ученики с гробом Учителя уже остановились возле приготовленной могилы, Аризаль неожиданно закричал: "Не останавливайтесь, это неправильное место! Разве вы не видите, что облако святости, которое сопровождает тело нашего Учителя, движется дальше?!" И указал верное место для могилы. Так все поняли, что именно Аризалю уготовано стать духовным преемником РАМАКа. Хотя Ари был еще весьма молод, однако мудростью и глубиной постижения тайн Торы он намного превосходил большинство религиозных авторитетов того времени, несмотря на их зрелость. Это порой осложняло отношения со старшими товарищами, которым трудно было признать в нем своего Учителя и наставника. В частности, молодость Ари смущала рабби Иосифа Каро (1488 — 1575), автора "Шулхан Арух". Когда Ари спрашивали, как он удостоился всех этих откровений, он обычно ставил себе в заслугу то, что принимал с неизменной радостью, как великий дар свыше, возможность выполнить любую заповедь Торы — как великую, так и малую. Еще находясь в Египте, Ари открыл для себя неисчерпаемую мудрость книги "Зогар" — откровения рабби Шимона бар Йохая (РАШБИ). Бывало, он проводил целые дни, пытаясь постичь смысл одной-единственной фразы из этой книги. После всего этого не удивительно, что он утверждал, будто благодаря изучению книги "Зогар" еврейский народ выйдет из изгнания и будет освобожден. Душа скряги Как-то раз, когда Ари со своими учениками находился за городом, они заметили ворону, которая копалась в каменистой израильской земле в поисках пищи. Увидев людей, она сердито закаркала. Казалось бы: эка невидаль — ворона. Но что-то необычное было в облике этой птицы и в ее поведении. "Приглядитесь внимательней, — обратился Ари, который понимал язык птиц и зверей, к своим ученикам. — В этой вороне обитает душа скряги. В своей прошлой жизни он не проявлял жалости к беднякам, готов был отобрать у них последнее. Теперь он наказан за свою бессердечность и жадность тем, что его душа оказалась в теле этой птицы и вынуждена терпеть страдания от холода и голода, чтобы искупить свои прошлые грехи". Ворона каркнула еще раз, и учеников охватил необъяснимый безотчетный страх: им почудились человеческие интонации в хриплом крике птицы, как будто сама душа этого скряги жаловалась на свою незавидную судьбу. На обратном пути каждый разбирал свои поступки, и чувство раскаяния наполняло их сердца. Ложка меда, или Сладкая кара Одним из самых суровых наказаний, существовавших когда-то во времена Храма, была казнь, которая называлась "срейфа". Преступнику, осужденному Высшим судом — сангедрином (синедрионом), насильно открывали рот и вливали туда расплавленный свинец. Человек погибал в страшных мучениях, но душа его при этом очищалась и возвращалась к Создателю. Но что делать, если порой муки совести сжигают человека изнутри и он никак не может избавиться от этой боли и собственных душевных терзаний? Однажды в дверь к Аризалю постучали. К тому времени его авторитет уже давно был общепризнан, поэтому теперь его все называли почтительно: "Ари-га-Кодеш", или Святой Ари. На пороге стоял незнакомый человек. — Рабби! Только вы можете мне помочь! — Но в чем дело? — спросил несколько удивленный мудрец. — Знайте, рабби, что я великий грешник. Но теперь я хочу облегчить душу. Помогите мне избавиться от моего страшного прошлого. И он тотчас начал перечислять все свои злодеяния, одно отвратительней другого. Выслушав всю исповедь, Ари пришел в страшное негодование. — Да живи ты хоть тысячу лет, — воскликнул он в гневе, — ты бы не сумел исправить все то, что совершил. Только смерть может искупить такие чудовищные грехи! — Если так, — смирено произнес посетитель, — то я готов принять смерть в искупление моих грехов. Ари пристально посмотрел на необычного посетителя. — Если ты говоришь серьезно, то ты должен вернуться сюда накануне великого и страшного дня Искупления — Йом Кипур. А сейчас уходи. Накануне Йом Кипур, как и было велено, незнакомец снова стоял у порога дома праведника, чтобы понести заслуженную кару. — Я посмотрел в наших святых книгах, — тожественно обратился к нему Ари, — и пришел к выводу, что тебе полагается суровое наказание, которое называется "срейфа". Скажи: ты готов покаяться и принять смерть? При этих словах лицо Ари стало очень серьезным. Человек низко опустил голову в знак согласия. — Если так, то мы немедленно приступаем к предписанной Торой процедуре казни. Садись на этот стул и исполняй все, что тебе будет велено. Сейчас мы как следует привяжем тебя к стулу и завяжем тебе глаза. А пока плавится свинец, ты успеешь последний раз исповедаться в своих грехах и преступлениях. После этих слов слуга скрутил руки несчастного за спиной и крепко-накрепко привязал их к стулу. Ари взял большой черпак, с помощью которого расплавленный металл заливают в форму, зачерпнул горячий расплав и поднес ее к лицу осужденного. Несчастный отшатнулся, почувствовав жар, но тяжелый дубовый стул надежно держал его, а веревки не позволяли даже пошевельнуться. — А теперь приготовься к смерти! — крикнул Аризаль таким страшным голосом, что все присутствующие невольно затрепетали. — Скажи в последний раз: ты раскаиваешься в своих грехах? — Да, — чуть слышно ответил грешник. — Тогда раскрой шире рот — ты должен принять эту казнь по доброй воле, как путь к очищению. И пусть твоя смерть будет полным искуплением за все твои грехи, — торжественно произнес Ари. Судорожным движением, будто сглотнув слюну, осужденный раскрыл рот, а Ари одним движением влил туда все содержимое. Страшная судорога охватила все тело несчастного, он забился в конвульсиях, которые постепенно затихли. И тут неожиданно раздался еле слышный, сдавленный голос: — Разве я не умер? Где я? Почему я не ощущаю никакой боли? И почему у меня сладкий вкус во рту? — Таков закон: горечь греха сменяется сладостью раскаяния. Всевышний желает не смерти грешника, а его искреннего покаяния, чтобы он оставил свои дурные дела и встал на истинный путь. Ты искренне и от всего сердца раскаялся в своих преступлениях, а твои страдания, когда ты ожидал мучительной смерти, искупили все твои грехи. А теперь ступай и больше не греши. С этими словами Ари снял повязку с глаз осужденного, и тот увидел на столе прямо перед собой... большую банку с кипящим медом. — Через час наступает самый важный и ответственный день — Йом Кипур, — услышал он снова голос Аризаля. — Я надеюсь, ты проведешь его в посте и молитвах, а Всевышний простит тебе.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции