В НАЧАЛЕ И В КОНЦЕ

 Раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 2889
Не всегда просто следовать завету Алтер Ребе: «Идти в ногу со временем», то есть жить в соответствии с содержанием недельной главы Торы. Время стремительно меняется, а Тора при этом остается вечной и неизменной, не утрачивая при этом своей актуальности. На той неделе мы в который раз смогли в этом убедиться, когда снова начали ее изучать с самой первой главы.
Размышления по поводу одного комментария Не всегда просто следовать завету Алтер Ребе: «Идти в ногу со временем», то есть жить в соответствии с содержанием недельной главы Торы. Время стремительно меняется, а Тора при этом остается вечной и неизменной, не утрачивая при этом своей актуальности. На той неделе мы в который раз смогли в этом убедиться, когда снова начали ее изучать с самой первой главы. Если перебирать знаковые события той недели, то, конечно же, в первую очередь обращает на себя внимание скандальное заявление иранского президента Махмуда Ахмадинежада на конференции «Мир без сионизма», где он призвал «стереть Израиль с лица земли». Интересно, что этот демарш стал полной неожиданностью для всего мирового сообщества. Среди прочего, это нанесло серьезный ущерб российской дипломатии, поскольку совпало с визитом министра Лаврова на Ближний Восток, в ходе которого он как раз отстаивал… интересы Ирана и его ядерную программу. Собственно, как отмечают многие политологи, сама позиция иранских лидеров (которая, к слову сказать, во многом совпадает с позицией большинства лидеров арабских государств) давно известна. Удивление вызывает резкая форма, а главное, абсолютно неподходящий момент, который был для этого выбран. Но для человека Торы, живущего недельной главой, в этом нет ничего неожиданного. Наверное, иранский президент был бы крайне удивлен и раздосадован, если бы узнал, что он фактически слово в слово повторил то, что пишет… РАШИ1 в своем комментарии на самую первую фразу Торы: «В начале сотворил Всевышний небо и землю». Для тех, кто с ним не знаком, вот этот комментарий. Вы грабители! РАШИ, ссылаясь на своего отца, пишет по поводу этой фразы, что Тора является для нас прежде всего наставлением в жизни и практическим руководством. Почему же в таком случае она начинается с описания «Шести дней творения», что вовсе не относится к ее главной теме? РАШИ поясняет — чтобы, как сказано в «Псалмах» (111:6), «показать мощь своих деяний» всем народам. И если народы мира придут и заявят нам: «Вы грабители, поскольку захватили землю семи канаанских народов», то народ Израиля сможет им возразить: «Откройте Тору (или Библию) и прочитайте самую первую строчку. Там сказано, что эта Земля, как и весь мир, принадлежит тому, кто все это сотворил, — Всевышнему. Он ее сотворил и по своему усмотрению отдал вначале одним народам. А потом забрал ее у них и даровал тому, кто оказался честен и достоин в его глазах, — народу Израиля». Этот комментарий был составлен в XI веке — почти 1000 лет назад. И вот в наши дни находится представитель «народов мира», который «озвучивает» почти дословно те самые надуманные и необоснованные претензии, о которых писал когда-то РАШИ! Любавичский Ребе в своих беседах поясняет, что, на самом деле, народы мира возмущает не сам факт захвата чужой территории. Тут уместно вспомнить талмудическую пословицу о соринке в чужом глазу и бревне в своем собственном. Ведь вся история человечества представляет собой бесконечные войны и захват чужих земель и территорий. Практически нет такого клочка земли на земном шаре, который бы множество раз в течение кровопролитной истории человечества не переходил из рук в руки. До сих пор десятки стран мира, включая Россию, ведут ожесточенные территориальные споры, и этому не видно конца. Более того, когда древний праведник Ноах (Ной) делил землю между своими многочисленными потомками, тогда нынешняя территория Израиля досталась как раз потомкам Шема (Сима), то есть семитским народам! И именно Канаан (Ханаан), сын Хама, захватил ее у них. Так что в этом смысле случай с Израилем вовсе не должен быть чем-то исключительным в глазах других народов. А значит, как это часто бывает, истинный смысл их претензий кроется в чем-то другом. Ребе поясняет, в чем состоит смысл этих претензий и обвинений. Наш ответ На фоне всех бесчисленных захватов и переделов чужой земли их возмущает тот факт, что появляется народ, который вовсе не собирается присваивать себе чью-то землю, а напротив, превращает ее в «инструмент» служения Творца. Бывшую Канаанскую землю, полную самых отвратительных форм идолопоклонства (включая человеческие жертвоприношения), народ Израиля по прямому повелению Творца завоевывает у них, чтобы впоследствии превратить в Святую землю. Эпитет «Святая» означает, кроме всего прочего, что эта земля имеет особый статус, что она вышла из-под юрисдикции государств и правительств, из-под действия законов, установленных людьми, включая ООН. По этой причине никто, включая нынешнее правительство Израиля, не вправе решать судьбу даже пяди (в Традиции принято говорить: даже локтя) Святой земли, поскольку она была дарована всему еврейскому народу. Конечно, эту землю тоже можно захватить силой или обманом, что и проделывали не раз десятки разных народов и правителей2. Но при этом никому из них не удавалось стать ее законным и полноправным хозяином: раз за разом Земля Израиля неизменно отвергала новых непрошенных хозяев, поскольку Святая земля может принадлежать только Святому народу. Это особое положение Святой земли и раздражает народы мира больше всего! Как же нам следует отвечать на столь наглые притязания? Конечно же, словами того же РАШИ! Ведь вся земля в этом мире принадлежит Всевышнему! Поэтому он и приводит слова из «Псалмов» (111:6): «Силу своих деяний явил Он своему народу, чтобы отдать им удел других народов». «Силу своих деяний явил (досл.: «сообщил») Он своему народу» — в начале Торы, где описывается сотворение мира. «Чтобы отдать им удел других народов» — чтобы показать абсолютную справедливость и обоснованность прав еврейского народа на Святую землю, как это и объясняет РАШИ. Великий Израиль Вспомним толкование Торы Баал Шем Товом. Весь мир изначально был наполнен Б-жественным светом, поэтому ничто в этом мире не может служить реальным препятствием для выполнения Его воли. А значит, даже негативные явления этого мира в конечном итоге будут служить не препятствием, а наоборот, подмогой, как и в нашем случае. Ведь необъяснимый демарш президента Ирана вынудил большинство стран — членов ООН заявить свой протест, выступить в поддержку Израиля и фактически встать на его сторону. Более того, мы даже готовы согласиться с категорическими выводами Ахмадинежада, но с одной оговоркой: безусловно, Государство Израиль скоро исчезнет с карты мира. Вот только радости это президенту Ирана и прочим нашим недругам не принесет. Поскольку в скором времени, с приходом Мошиаха, в принципе исчезнут все границы между государствами. Но сама Земля Израиля, как особая зона святости на карте мира, «к которой взор Всевышнего прикован целый год», при этом не исчезнет. Скорее, наоборот: в будущем она, по утверждению наших Мудрецов, распространится на весь земной шар! И царем в этом удивительном государстве, в котором уже не останется места фашистам и антисемитам и которое наша Традиция называет «Грядущим миром», будет сам Царь Мошиах! Примечания 1. РАШИ, или рабейну Шломо Ицхаки (1040 — 1105) — один из крупнейших комментаторов Писания и Талмуда. Жил во Франции (Вормс) и Германии. 2. Малоизвестный факт из истории. Татаро-монголы в своей мировой экспансии тоже в свое время доходили до земли Израиля и даже на какое-то время захватили Иерусалим! Это случилось в 1226 году.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции