ГЛАВА “ВАЕЦЕ” - “И ВЫШЕЛ ЯАКОВ”

 Довид КАРПОВ
 24 июля 2007
 3633
О выходе Яакова из Беэр-Шевы Писание упоминает особо, чтобы подчеркнуть, что уход праведника не проходит бесследно для жителей города.
“И вышел Яаков из Беэр-Шевы, и отправился в Харан” (“Берейшит”, или “Бытие”, 28:10) О выходе Яакова из Беэр-Шевы Писание упоминает особо, чтобы подчеркнуть, что уход праведника не проходит бесследно для жителей города. А если точнее, то только когда он покидает город, жители начинают в полной мере осознавать его истинное величие. Так случилось и с Яаковом: только когда он пришел в Харан, жители Беэр-Шевы поняли, какой праведник жил среди них. Лишнее подтверждение принципа, который высказывали наши Мудрецы еще в глубокой древности: “Нет пророка в своем отчестве”! Глава “Ваишлах” - “И выслал Яаков посланников” “И испугался Яаков весьма, и почувствовал себя стесненно, и разделил он народ, который с ним… на два стана” (32:8) На самом деле, истинная причина страха Яакова как раз и состояла в том, что он вынужден был разделить народ, который был с ним, на две части. Пока внутри еврейского народа царит единство и согласие, ни Эсав (нацисты и антисемиты), ни Ишмаэль (арабы) ничего не могут с ним поделать. Другое дело, когда наш народ разобщен. История с нашим прародителем Яаковом невольно вспоминается в связи с событиями в Израиле. Только исключительной разобщенностью и отсутствием единства в современном израильском обществе можно объяснить наглые притязания со стороны арабов и те многочисленные уступки, на которые раз за разом идет израильская сторона. (Из хасидских источников) Глава “Ваешев” - “И поселился Яаков” “А яма пуста, нет там воды” (37:24) Ведь если сказано, что “яма пуста”, то из этого само собой следует, что там ничего нет, в том числе и воды. Зачем же Тора это уточняет? Комментаторы объясняют: не то чтобы совсем ничего, а нет ничего путного и полезного, например воды. Зато всякой нечисти – змей и скорпионов - было предостаточно. Таким образом, это стало дополнительным испытанием для молодого Йосефа (?) Но из этого обстоятельства можно сделать и общефилософский вывод. В “пустом месте”, где нет “воды” - Торы и святости, обязательно заводится нечто противоположное. Среднего, как утверждает Тора, не дано. Это верно как по отношению к нам самим, так и к окружающему миру. Свято место пусто не бывает, а если оно пусто – значит не свято. После этого стоит более внимательно заглянуть в себя. (Из бесед Любавичского Ребе) Глава “Микец” “И увидел Яаков, что есть “хлеб” в Египте…” (41:1) С этой фразой связана удивительная история. Перед тем как Алтер Ребе был арестован в первый раз (в 1799 году) и отправлен в Петербург, он успел дать последние распоряжения. В частности, послал своего деверя – рабби Исроэля Козака - в Петербург, а другое доверенное лицо – в Бердичев, к своему другу и “мехутону” (так обращаются друг к другу родители жениха и невесты. Ред.) Бердичевскому раввину, чтобы тот помолился за него. Когда посланник прибыл в Бердичев, выяснилось, что в спешке он забыл спросить имя матери Алтер Ребе, которое необходимо было упомянуть в молитве. Тогда Бердичевский раввин, который тоже не знал, как зовут мать Ребе, поступил “просто”: он открыл книгу Торы, которая всегда лежала у него на столе, и прочитал первую попавшуюся фразу. Это были слова, в которых Яаков пророчески предсказал, что в Египте “есть пропитание” - его любимый сын Йосеф, который трагически пропал много лет назад. Рабби Леви-Ицхак расшифровал слово “пропитание” или “хлеб” - “ШеБеР”, как аббревиатуру имени Шнеур бен Ривка - Шнеур, сын Ривки. Впоследствии выяснилось, что он определил имя матери Алтер Ребе правильно. Алтер Ребе был полностью оправдан и освобожден 19 Кислева, незадолго до Хануки. Этот день стал большим праздником для хасидов всего мира и получил название “Новый год хасидизма”. (Их хасидских преданий)


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!