День славы

 Рубрику ведет раввин Довид Карпов
 24 июля 2007
 2887
Многих удивляет, почему у хасидов принято отмечать день кончины своего Ребе как большой праздник. Сам Ребе объясняет этот обычай так. Когда хасиды собираются в этот памятный день, устраивают торжественное застолье, во время которого рассказывают истории из жизни праведника, поют хасидские напевы и делятся своими мыслями о Торе, то душа праведника спускается в этот мир, радуется, и ликует вместе с ними, благословляет их всех вместе и помогает в их служении. Поэтому такой день принято называть “днем прославления”. (Ребе РАЯЦ, 6-й Любавичский Ребе)
Многих удивляет, почему у хасидов принято отмечать день кончины своего Ребе как большой праздник. Сам Ребе объясняет этот обычай так. Когда хасиды собираются в этот памятный день, устраивают торжественное застолье, во время которого рассказывают истории из жизни праведника, поют хасидские напевы и делятся своими мыслями о Торе, то душа праведника спускается в этот мир, радуется, и ликует вместе с ними, благословляет их всех вместе и помогает в их служении. Поэтому такой день принято называть “днем прославления”. (Ребе РАЯЦ, 6-й Любавичский Ребе) Глава «Корах» Бунт Кораха и его приспешников против Моше — классический пример внутреннего конфликта, который всегда заканчивается трагически, и прежде всего для тех, кто восстает против главы поколения «И взялся Корах» («Бемидбар» 16: 1) Взял на свою голову Если переводить дословно начальную фразу нашей главы, то получится нечто подобное: «И взял на себя Корах». Корах, безусловно, был выдающийся человек, знатного происхождения — из священнического колена Леви, богат и умен. Поэтому он по праву мог претендовать на руководящую роль. Все дело в том, что он не стал дожидаться, когда ему предложат почетную должность, а попытался взять бразды правления в свои руки сам. Поэтому и сказано: «И взял Корах». Можно добавить: «На свою голову». Оказывается, есть такие вещи, которые человек не должен брать сам, даже если он их достоин. Как говорится: «Никогда и ничего не просите! Сами предложат и сами все дадут!» (Рабби Бунем из Пшисихи) «Ихус» и искус Действительно, в еврейской традиции благородное происхождение человека играет важную роль. Конечно, при условии, что заставляет человека держаться скромнее, если он осознает величие предков и свой собственный незначительный уровень. Однако бывает и иначе, когда единственное, чем по-настоящему может гордиться человек, — это его происхождение, подобно армии внучек Маркса и детей незабвенного лейтенанта Шмидта, описанных в известном романе Ильфа и Петрова. Уже в наше время можно встретить потомков Баал Шем Това или представителей семьи Шнеерсонов, чуть ли не единственным достоинством которых служат их великие предки. Многие из них нарушают по незнанию, но при этом гордятся своим происхождением. Но, оказывается, это вовсе не ново. Одним из первых был как раз Корах, который претендовал на особую роль лишь в силу своей родовитости. Возможно, неслучайно еврейское слово «ихус» (родословная, происхождение) созвучно русскому слову «искус». (На основе комментарий рабби Нафтоли из Ропшиц) Глава «Хукат» Жертвоприношение и закон так называемой «рыжей телицы» — пример одного из самых загадочных законов в Торе, смысл которого оказался недоступен даже мудрейшему царю Шломо (Соломону) Когда мать отвечает за ребенка «Пришла телица, чтобы искупить грех тельца» (Комментарий РАШИ) Как известно, грех золотого тельца явился следствием слабости веры: евреи, не поверив обещаниям Моше и всесилью Творца, решили создать себе другого «лидера», нового типа — тельца. Тогда позже, в качестве своеобразного духовного «противовеса», Всевышний решил дать еврейскому народу заповедь «рыжей телицы», которая также не имеет логического объяснения (обоснования) и требует от исполнителя веры, чтобы искупить тот грех. (Рабби Ийхак из Варки) Глава «Балак» Из уст злодея Билама, который всеми силами хотел проклясть еврейский народ, мы получили великие пророчества и предсказания о временах Мошиаха «Взошла звезда от Якова, и вознесся скипетр от Израиля…» («Бемидбар», 24: 17) В этом пророчестве иносказательно описывается приход Мошиаха, но двояко. «Звезда, которая восходит от Яакова», — это знак Избавления, которое наступит чудесным образом. Но если Израиль не удостоится такого великого чуда, то Избавление все равно наступит, но более естественным образом: «скипетр отойдет к Израилю». («Ор-га-Хаим») В период, предшествующий приходу Мошиаха, многое из того, что раньше требовало веры, станет понятным и доступным многим. А предметом веры станет то, что раньше было выше всякого понимания, то, о чем люди даже не догадывались. (Любавичский Ребе) Глава «Пинхас» «И говорил Всевышний, обращаясь к Моше: «Для этих будет разделена земля в удел по числу имен»» (26: 53) «Пусти хлеб свой по водам», или Авраам, сын Авраама Сколько уже рассказано житейских историй, подтверждающих великий духовный принцип: добро, сделанное тобой, всегда, рано или поздно, вернется к тебе. Мудрейший царь Шломо (Соломон) выразил это мысль более метафорично («Когелет», или «Экклезиаст», 11: 1): «Пусти хлеб твой по водам — ибо по прошествии многих дней вновь найдешь его»… В субботу в синагогу в Отрадном пришла незнакомая пожилая женщина. Каюсь, по ее внешнему виду, я вначале было решил, что это очередной проситель, и уже мысленно стал подбирать нужные слова. Но, несмотря на свой опыт в этих вопросах, на этот раз я ошибся. Как потом выяснилось, она была мусульманкой. Само по себе это не было особой новостью. К нам захаживают и мусульмане, и христиане, и, как говорится, «люди разных национальностей». Причем, как правило, не от хорошей жизни. Но тут другое дело. Как выяснилось, ее привело в синагогу чувство… благодарности и вместе с тем вины. Согласно семейному преданию, когда-то еще во время войны ее мать (которой, к слову сказать, много лет уже нет в живых) и ее самоё — на тот момент крохотного ребенка — спас от голодной смерти один иудей. Она его называла именно так: иудей, а не просто еврей. Когда она выросла, мама постоянно рассказывала ей об этом человеке. И вот теперь, спустя много лет, она пришла в ближайшую синагогу, чтобы вернуть долг благодарности этому человеку. Она попросила, чтобы мы за него помолились, но, к сожалению, ни фамилии, ни даже имени его она уже не помнила. Короче, Авраам, сын Авраама — дежурная синагогальная шутка именно на такой случай. Но мне вовсе не хотелось шутить. Признаться, я был немного смущен и даже растроган, когда, постоянно извиняясь, что не пришла раньше, она вручила мне свой скромный дар: пачку индийского чая и вафельное полотенце. Судя по всему, она купила все это напротив здания синагоги, в магазинчике при мечети. Такая вот дружба народов. Мы тепло попрощались, пригласить ее на молитву мне показалось не вполне уместным. И тут я вспомнил нашу главу «Пинхас», где рассказывается, как Моше делил родовые наделы в Земле Израиля между коленами: («Бемидбар», или «Числа», 26: 53): «Между этими будет поделена земля в удел по числу имен», и далее (26: 55): «По жребию пусть будет поделена земля…» Главы «Матот» и «Масей»* «Вот передвижения сынов Израиля» («Бемидбар», или «Числа», 33: 1) Этот отрывок — пример того, как «общее включает в себя частное». Все эти передвижения по пустыне, в которых в древности участвовал весь еврейский народ, совершает каждый еврей в течение всей своей жизни. Почему же здесь перечисляются главным образом стоянки? Потому что любая остановка — это лишь промежуточный пункт на пути в конечной цели. Тогда такой целью была земля Израиля, в нашем поколении — Мошиах, под предводительством которого мы вернемся в Святую землю, чтобы строить Третий храм. (Баал Шем Тов) * Шабат — Хазак Глава «Дварим» Глава «Дварим» традиционно читается в начале траурного месяца Ав, перед постом 9 Ава, установленным в память о разрушении Первого и Второго храма. Именно поэтому в эти дни мы особенно остро ощущаем близость Избавления. Всего лишь пятка Наше поколение принято называть «пятками Мошиаха» — «иквета-ди-Мшиха», то есть последнее поколения перед его приходом. Но это не просто сравнение, а еще и характеристика. Хотя пятка — самая нижняя и при этом довольно примитивная часть человеческого организма, но ее назначение — удерживать тяжесть всего тела. «Пятка» не должна рассуждать, зато она может осуществить то решение, которое принимается головой, на основе мудрости Торы. Именно пятка — наше поколение — первым вступит в мир Грядущего, согласно предсказанию Любавичского Ребе. (Из бесед предыдущего Ребе (РАЯЦ), 5688 (1928) год) Ограда (К посту 17 Тамуза) Один из принципов гласит: Тора является духовным источником для всех событий и явлений нашего мира. В ту памятную Субботу мне подарили книгу, которую я в свое время изучал, а потом довольно долго и безуспешно искал, чтобы она всегда была под рукой: «Законы субботних ограждений» — «эрув». Гость, неожиданно сделавший дорогой подарок, тоже оказался не простой — из святого города наших праотцев и царя Давида — Хеврона. Как раз на той неделе мы стали возводить синагогальную ограду вокруг нашей территории. Все это случилось незадолго до поста 17 Тамуза. Пролом в городской стене — брешь в стене еврейства Пост 17 Тамуза связан с целым рядом трагических событий в нашей истории, начиная с разбиения первых Скрижалей и пролома в городской стене, что, в конце концов, закончилось взятием римлянами Иерусалима и привело к разрушению Храма. Разбиения Скрижалей — это трагедия, разрушение Храма — тоже, но всего лишь пролом в стене? Ребе объясняет это по-своему: пролом в городской стене — брешь в стене еврейства. Можно долго спорить, благом или унизительной резервацией были для нас еврейские кварталы во многих городах мира, получившие итальянское название «гетто» в память о еврейском квартале в Риме. Скорее, естественная реакция на изоляцию в чужом и враждебном обществе, своеобразная полоса отчужденности. Но зато они помогли сохраниться и выжить еврейской общине, и не раствориться на протяжении стольких веков изгнания среди многочисленных народов. Помимо воли стены гетто сплачивали еврейских людей, объединяли их судьбы, служили естественным барьером и преградой на пути ассимиляции. Даже если трагические события приводили в гибели, община гибла как один человек. Стены гетто начали рушиться после нашествия Наполеона. Неслучайно Алтер Ребе считал его воплощением вселенского зла в своем поколении. И сразу же началась страшная эпидемия новой, доселе не виданной заразы: болезнь ассимиляции и эпоха Просвещения. Величие народа познается в его Традиции, в его способности сохранять живую связь между поколениями. Какой другой народ смог пронести в своем сердце боль трагедии через тысячелетия так, как будто это случилось вчера, через две тысячи лет изгнания? Прошло почти две тысячи лет с момента разрушения Второго храма и около двух с половиной тысяч лет после разрушения Первого храма. Разбиение Скрижалей произошло более тридцати трех веков тому назад. Пять главных трагических событий постигли нас 17 Тамуза, и одно из этих событий — пролом в иерусалимской стене, начало взятия и падение Иерусалима. Казалось бы, всего лишь пролом в стене. Но пока город окружен стеной, еще есть надежда на спасение. Здесь, в святом городе Иерусалиме, — все свои, объединенные вокруг святого Храма и готовые разделить судьбу своего народа, там, за стеной, — враг. Но вот враг врывается в города, и в своей слепой ярости крушит все подряд. Ужасная резня, и уже не разберешь — где свой, где чужой. Надежды практически нет. Поэтому так важна ограда еврейства, невидимая стена — Тора, заповеди и еврейский образ жизни, которые отделяют и защищают нас: мононациональные браки, кошерная пища, Суббота и еврейские праздники, еврейское воспитание и многое другое. Эта стена надежно защищала наш народ в течение трехтысячелетней истории, защищает она его и сегодня. Ограда для синагоги Стена или ограда играют важную роль в еврейской Традиции. Участок или территория, если она должным образом обнесена оградой, делает его частным владением — «ршут-га-яхид», где разрешается переносить необходимые для Субботы предметы. За оградой — «общественное владение», чужая зона, где действуют дополнительные запреты и ограничения. Символично, что ограды мы начали устанавливать накануне 17 Тамуза, в тот самый день, когда была разрушена городская стена Иерусалима. Обязанность наше последнего поколения — исправлять то, что было упущено или не доделано предыдущими поколениями. Мы желаем, чтобы весь мир стал одним единым владением — единоличным и безраздельным владением Творца. Когда все человечество объединится на основе законов и принципов Торы, с приходом нашего праведного Мошиаха уже в эти дни.


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!


Дорогие читатели! Уважаемые подписчики журнала «Алеф»!

Сообщаем, что наша редакция вынуждена приостановить издание журнала, посвященного еврейской культуре и традиции. Мы были с вами более 40 лет, но в связи с сегодняшним положением в Израиле наш издатель - организация Chamah приняла решение перенаправить свои усилия и ресурсы на поддержку нуждающихся израильтян, тех, кто пострадал от террора, семей, у которых мужчины на фронте.
Chamah доставляет продуктовые наборы, детское питание, подгузники и игрушки молодым семьям с младенцами и детьми ясельного возраста, а горячие обеды - пожилым людям. В среднем помощь семье составляет $25 в день, $180 в неделю, $770 в месяц. Удается помогать тысячам.
Желающие принять участие в этом благотворительном деле могут сделать пожертвование любым из предложенных способов:
- отправить чек получателю Chamah по адресу: Chamah, 420 Lexington Ave, Suite 300, New York, NY 10170
- зайти на сайт http://chamah.org/donate;
- PayPal: mail@chamah.org;
- Zelle: chamah212@gmail.com

Благодарим вас за понимание и поддержку в это тяжелое время.
Всего вам самого доброго!
Коллектив редакции