Как сохранить свое человеческое достоинство

 Фейга Тверски
 24 июля 2007
 7671
Как реагировать на оскорбления? Сделать вид, будто бы ничего не произошло? Игнорировать обиду? Как справиться с собой, если в самой психологии человека “запрограммировано” стремление к ответным реакциям?..
Как реагировать на оскорбления? Сделать вид, будто бы ничего не произошло? Игнорировать обиду? Как справиться с собой, если в самой психологии человека “запрограммировано” стремление к ответным реакциям?.. Когда человека оскорбляют, в нем неизменно рождается инстинктивное желание не остаться в долгу и ответить обидчику. Способность взять это психологическое свойство характера под контроль еврейская традиция расценивает как “сверхчеловеческое” самообладание. Расскажу историю, которая стала нашим семейным преданием. Однажды мой свекор, раввин Тверский, был приглашен на заседание городского еврейского совета. На этом собрании обсуждалось множество спорных и наболевших проблем, и вскоре оно превратилось в обмен обвинениями и угрозами, в котором приняли активное участие все собравшиеся. Единственным человеком, кто на протяжении всей этой, совсем не безобидной “дискуссии” хранил молчание, несмотря на то, что и в его адрес прозвучало немалое количество едких колкостей, оказался мой свекор. На следующее утро один из участвовавших в этом “эмоциональном” заседании раввинов поинтересовался, как это раввину Тверскому удалось проявить такое поразительное самообладание. И свекор сказал: “Все дело в том, что мне не хотелось пропустить ужин...”. В ответ на недоуменный взгляд коллеги, раввин Тверский объяснил, что, если бы он принял участие в оскорбительном словесном поединке, его жена не одобрила бы такое поведение и, вполне возможно, не захотела бы подать ему еду... Мы сможем контролировать свои реакции на острые ситуации, если поймем, что чаще всего причина оскорблений в наш адрес — не в нас, а — в нашем обидчике. А значит, нам не следует позволять другим втягивать себя в “обмен любезностями”. Раввин Хаим Хизкияу Медини (один из крупнейших раввинов в Эрец Исраэль; Хеврон, 19-й век) в своей книге Сдей Хемед рассказал замечательную историю. Еще в юности, когда он учился в колеле (высшем раввинском учебном заведении), один из учащихся, довольно злобный молодой человек, невзлюбил его и задумал опорочить его доброе имя. Он дал взятку уборщице колеля, и она в присутствии группы учащихся обвинила Хаима Медини в том, что тот сделал ей гнусное предложение. Соученики Хаима возмутились до глубины души и осыпали ни в чем не повинного юношу градом оскорблений. Однако руководитель коллеля поверил в его невиновность и не отчислил его из учебного заведения. Некоторое время спустя уборщицу уволили. И, по иронии судьбы, эта женщина пришла к Хаиму и умоляла его простить ее за незаслуженное унижение. Она попросила помочь ей убедить руководителя колеля принять ее обратно на работу. И пообещала, что публично признается в своем вероломстве и откроет имя злоумышленника, подбившего ее на клевету. Искушение принять предложение и, обличив преступника, отомстить ему за нанесенное оскорбление, было велико. Однако юноша прекрасно понимал, что это было бы — хилуль а-Шем (осквернение имени Всевышнего). В конце концов, он сказал женщине, что вступится за нее, но при условии, что она никогда не раскроет правду об этом отвратительном сговоре. Он был невиновен, и, тем не менее, предпочел открытой дискредитации будущих раввинов — собственный позор. С того момента с ним стали происходить удивительные вещи. Как только он принял решение пожертвовать собственными интересами, его сознание будто бы расширилось, и ему стали доступны такие источники знания и вдохновения, которые прежде были скрыты от него... Спросим себя: почему мы, становясь объектом насмешек и оскорблений, превращаемся в разъяренных животных? И признаем: потому что где-то в глубине нашего существа зарождается в такие моменты ощущение, что мы загнаны в угол. Это временное чувство безысходности психологически подавляет нас, провоцируя желание “разорвать на части” обидчиков. Но удовлетворение, которое мы якобы можем получить от акта свершившейся мести, в действительности — только иллюзия. По-настоящему реальны те положительные и весьма плодотворные эмоции, захватывающие нас, если нам удается одержать победу над своими “инстинктами”. Умение сохранить собственное достоинство — одно из самых ценных человеческих качеств. Но как поступать, если в вашем присутствии оскорбляют других людей — знакомых, друзей, родственников?.. Еврейская традиция расценивает “нейтралитет” в подобных случаях, как молчаливое одобрение или согласие с “позицией нападающего”. Однако любая такая ситуация требует от наблюдателя оскорбительных сцен разумного, тщательно взвешенного поведения. Люди нередко делают ответные выпады в адрес обидчика. И это — весьма распространенная ошибка, результат которой, как нередко бывает — обострение ситуации, новая волна оскорблений, порочащих и вашего родственника или друга и вас, с ним заодно. Хорошего тут ждать не приходится. Самый лучший выход из положения — найти способ прекратить неприятный разговор. Без выяснения отношений и позиций. Потом вам, возможно, захочется возразить обидчику по поводу содержания и формы его обвинений. Но, прежде чем сделать это, произведите простой психологический расчет. Постарайтесь объективно оценить человеческие качества “противника”. Отношения стоит, наверное, все-таки выяснить (один на один, без посторонних), если его выпад против вашего друга — не характерен для поведения этого человека. Но если он в принципе не готов воспринимать критику, а его агрессивность — не случайна и проявляется в общении не только с вашим другом, но и с другими людьми, не возвращайтесь к темам, затронутым в конфликте. Вы поступите правильно, если будете избегать любых контактов с этим человеком и посоветуете своему родственнику или знакомому сделать то же самое. Итак, подведем сказанному некий итог и сформулируем некоторые правила поведения в конфликтных ситуациях. 1. Не опускайтесь до уровня тех, кто предпринимает конфликтные атаки. 2. Избегайте любых слов и действий, способных обострить конфликтную ситуацию. 3. Не опровергайте клевету и обвинения в присутствии посторонних. 4. Не забывайте оценивать, с кем вы имеете дело. Нет смысла тратить свое драгоценное время на то, чтобы метать бисер перед теми, кто не способен отличить бисер от гравия. 5. Не забывайте, что человек не может нести ответственность за поведение других людей, но — в ответе за каждый собственный шаг, каждое слово и движение. Обратим внимание, что еврейская традиция открывает перед нами удивительную возможность найти высокий образец поведения в любой жизненной ситуации. Обсуждаемая нами тема, в частности, прямо ассоциируется с моделью поведения нашей праматери Рахели. Вспомним, что Яаков полюбил Рахель и семь лет работал на ее отца, чтобы тот дал согласие на брак. Не исключая вероятность того, что отец может сделать попытку подменить Рахель другой дочерью — Леей (сестры были внешне похожи, как две капли воды), Яаков изобрел для общения с возлюбленной особый код. Перед первой брачной ночью Рахель узнала, что отец действительно собирается осуществить свой коварный замысел. Но мысль о том страшном унижении, которое придется пережить сестре, когда она не сумеет ответить на знаки Яакова, не давала ей покоя. И она открыла Лее секретный код. Желание избавить сестру от позора оказалось сильнее стремления к собственному счастью. В тот момент Рахель еще не знала, что через некоторое время Яаков и ее возьмет в жены. И ради того, чтобы сестра сохранила свое человеческое достоинство,чтобы Лея не попала в оскорбительное для нее положение, была готова прожить целую жизнь в разлуке с любимым...


Комментарии:


Добавить комментарий:


Добавление пустых комментариев не разрешено!

Введите ваше имя!

Вы не прошли проверку на бота!