Месяц Элул
Рубрику ведет р. Довид Карпов
24 июля 2007
2918
Покаяние
Нет, нет никого,
кроме Б-га одного
«Нет, нет никого, кроме Б-га одного», поется в веселой хасидской песенке. Но в то же время она стала основанием для глубокого и искреннего раскаяния. Сказано у пророков: «Покайся, Израиль, и обратись к Всевышнему, Б-гу твоему». Раскаяние должно быть настолько истинным, чтобы почувствовать и осознать, что нет ничего, кроме Единого Творца. (Рабби Моше из Коврина)
Живи сегодняшним днем
Наши Учителя объясняют, что суть покаяния в исправлении своих ошибок в настоящем, в сожалении и раскаянии о проступках, совершенных в прошлом, и принятии правильных решений на будущее. Только если у человека сегодня «все в порядке», т. е. он соблюдает Тору и заповеди, он может исправить ошибки, совершенные в прошлом, и строить планы на будущее.
Самоотчет праведника
Однажды праведный ребе Элимелех из Лижанска предавался горестным раздумьям накануне Рош-га-Шана, праздника Судного дня.
«И с каким видом предстану я перед Творцом в этот день!? Сколько у меня накопилось неблаговидных и неправедных поступков!
Между нами следует заметить, что многое из того, что праведник рабби Элимелех считал для себя прегрешением, иной еврей посчитал бы заслугой, но это уже другой разговор.
Так он сидел и вспоминал все свои провинности за целый год, пока не пришел в полное отчаяние. В конце концов, он не выдержал и воскликнул:
«Так пусть же эти горькие сожаления послужат мне оправданием на грозном Суде»!
Глава: «Ки Теце»
Ради самого близкого человека
Народная «мудрость» гласит: «Своя рубашка ближе к телу». Традиция формулирует эту мысль несколько иначе: «Самым близким и дорогим для человека является … он сам»! Поэтому многие готовы нести заслуженную кару, но только чтобы жить для себя, не выполнять волю Творца, не соблюдать законы Торы. Ведь когда человек нарушает — он нарушает для себя и своего удовольствия, а соблюдает Тору — ради Торы и Творца, и для себя тоже.
(Из хасидской мудрости)
Глава: «Ки Таво»
Вздох, который дорогого стоит
Бывает, что всего лишь один вздох сочувствия оказывается нелишним, и служит оправданием в Суде: я не мог помочь ближнему, но хотя бы его пожалел.
Ребе Менахем-Мендл из Коцка любил повторять: «Когда-нибудь наступят такие тяжелые дни, когда один не сможет помочь другому не то что деньгами или советом, но даже вздохом.
Почетный номер
Шестой по счету вызов считается особенно почетным (существует обычай, согласно которому, когда читают в нашей главе т. н. «проклятия», вызывают к Торе самого чтеца). Почет — почетом, но ведь ему при этом приходится выслушивать очень неприятные вещи! Все дело в том, что нам обещано, что эти кажущиеся «проклятия» на самом деле скрытые благословения.
Веселый человек всегда прав
В начале главы перечисляются страшные кары, а потом Тора объясняет истинную причину всех бедствий («Дварим», 28: 47): «За то, что ты не служил Всевышнему в радости, с добрым сердцем». Неужели такие суровые наказания и кары полагаются всего лишь за то, что он не умел радоваться и веселиться?! Нет, тут дело в другом.
Когда еврей радуется великой привилегии изучать Тору и соблюдать заповеди, это вызывает ответную радость «наверху». А когда Всевышний веселится, то уже не остается места для строгости и наказания, как об этом сказал царь Шломо (Соломон) («Мишлей», 16:?): «Сияющий лик Царя — для всего живого». Другими словами, нет ничего более жизнеутверждающего, чем сияющий лик Творца. Теперь становится понятным, почему тот, кто служит Всевышнему с искренней радостью в сердце, может рассчитывать на снисхождение перед Небесным судом. Короче: «Веселый человек всегда прав».
Главы: «Ницавим» — «Ваелех»
Сокрытое и открытое
Скрытый праведник
Большинство полагает, что когда говорят о «скрытом праведнике», то речь идет о человеке, истинная праведность которого незаметна для окружающих. На самом деле «скрытый праведник» — это зачастую такой человек, который сам не догадывается о своей праведности в силу собственной скромности.
Тайное и явное
Ребе Менахем-Мендл из Кокца любил повторять, что обычно заповеди соблюдают открыто, тогда как нарушают их тайком. Мои же хасиды, — говорил он, — напротив, если и совершают грехи, то открыто, чтобы стыдиться своих поступков и раскаиваться в них. Зато заповеди соблюдают тайно, чтобы не давать повода для гордыни.
(Рабби Менахем-Мендл из Коцка)
Конец Изгнания
Мы желаем всем нашим читателям и всему народу Израиля счастливого и сладкого 5767 года. В традиционном написании это выражается сочетанием букв еврейского алфавита:
Причем последние две буквы — аббревиатура выражения: «книга памяти» и «конец времен». Поэтому в этом году мы желаем, чтобы мы все были записаны в «Книгу памяти» — «сефер зикарон» на долгие годы.
И чтобы этот год стал «Концом периода Изгнания» — «соф зман галут»
К празднику 18 Элула
(11 сентября) —
«Хай-Элул»
День рождения двух светил хасидской мудрости —
ребе Исроэль Баал-Шем-Тов (БЕШТ) (1698‑1760)
и Алтер Ребе (1745‑1812)
Когда тайное
становится явным
«Сокрытое — Всевышнему, а открытое — нам и нашим детям навеки, чтобы исполнять слова этой Торы»
«Сокрытое» знание, т. е. тайное учение, еврейская мистика и Каббала, прежде всего, находится в ведении Всевышнего. Зато «открытое», т. е. законы Торы и ее заповеди — это «нам и нашим детям, чтобы исполнять это». Так было долгое время, пока не пришел ребе Исроэль Баал-Шем-Тов, Алтер Ребе и другие учителя, которые сделали это тайное знание доступным, заложив основу хасидской Традиции.
***
Праздник Рош-га-Шана
Еврейский новый год
(23 и 24 сентября)
Искусство
Про заповедь трубления в Шофар сказано в Мишне, что это «искусство, а не ремесло (млаха)». Конечно, автор Мишна хотел, прежде всего, этим сказать, что трубление в Шофар не следует сравнивать с игрой на музыкальном инструменте, и это не считается нарушением праздника, в отличие от обычной работы. Но как это часто бывает, в словах Мудрецов заключен и дополнительный, скрытый смысл. Заповедь трубить в Шофар не следует превращать в ремесло. Ведь на самом деле это большое искусство — умение раскрыть еврейские души и пробудить сердца к покаянию.
(Ребе Бунем из Пшисихи)
Когда Шаббат — лучший адвокат
А праведный ребе Леви Ицхак из Бердичева толковал эту ситуацию на свой лад. Известно, что в Рош-га-Шана каждому из нас выносится приговор наверху, который надо записать в «Книгу Жизни». Но ведь в Субботу браться за перо запрещено! За исключением случая, когда это необходимо для спасения жизни еврея — «пикуах». Выходит, что единственное решение, которое Высший Судья может вынести в такой день и записать, — это оправдательный приговор.
Комментарии:
Добавить комментарий:
Добавление пустых комментариев не разрешено!
Введите ваше имя!
Вы не прошли проверку на бота!